«Здесь нет барьеров»: студенты Московского института психоанализа об учебе в вузе

ВУЗЫ И КОЛЛЕДЖИ

  • Автор:
  • Елизавета Иванова
  • Выпускница МГУ, корпоративный журналист
  • Дата публикации:
  • 19.01.2023
  • 618
Время чтения: 16 минут
Нет времени читать ?
Получите материал на почту и вернитесь к нему позже.

Как выбирают профессию психолога и почему важно не ошибиться с вузом? За какие преимущества можно выбирать учебное заведение? Мы поговорили со студентами Московского института психоанализа — Катериной Абрамовой и Максимом Исакжановым. Они рассказали об особенностях обучения в своём вузе, студенческой жизни и фишках, которыми может похвастаться не каждый российский вуз.

Катерина Абрамова, студентка 2 курса факультета общей и клинической психологии МИП

Катерина Абрамова, студентка 2 курса факультета общей и клинической психологии Московского института психоанализа

Почему вы выбрали профессию психолога?

Отец интересуется психологией очень давно, с моего детства. Конечно, на любительском уровне. Но всё же он заражал меня своими рассказами о лекциях, фильмах, которые он изучал по теме. Уже в детском возрасте я впервые задумалась о профессии психолога.

Потом в шестом классе я сама попала к школьному психологу из-за проблем в коммуникациях с другими детьми — я меняла школу уже второй раз. Тогда меня подкупили эмпатия, искренний интерес к моему состоянию, внимание, которые проявил ко мне школьный специалист. После этого в седьмом классе я уже точно решила, что стану психологом. Даже хотела уйти получать образование после девятого, но узнала, что для высшего психологического образования школу всё-таки придётся закончить. 

Я стала активно интересоваться профессией и искала любые возможности общения в этой среде. Я занималась волонтёрством, и каждую неделю мы участвовали в групповой терапии с психологом. Причём специалисты менялись, каждый давал что-то своё, и так я стала узнавать о групповой терапии, личных сессиях, психологии в подборе персонала. Появилось понимание, что психология — очень серьёзная наука, которая даёт разносторонние и глубокие знания.

Как вы выбирали вуз и направление, по каким критериям?

Я бы сказала, что с трудом и Божьей помощью. Я плохо сдала ЕГЭ и понимала, что бюджет мне уже не светит. Поэтому я в основном ориентировалась на то, чтобы сумма обучения была подъёмной для моего папы, и чтобы институт был проверенный.

Московский институт психоанализа мне посоветовала моя психолог. Она проходила здесь дополнительное образование. Мне этого было достаточно.

В данный момент я учусь на втором курсе общей психологии. Я выбирала между клинической и общей. В первой всё-таки медицинский уклон, и она для меня довольно специфична, я поняла, что мне это вряд ли будет интересно. И уже сейчас я задумываюсь о дополнительном образовании в Московском институте психоанализа, думаю начать получать его курсе на третьем. С направлением ещё не определилась, но меня интересует семейная и экзистенциальная терапии.

Как вы считаете, чем государственный вуз отличается от коммерческого?

Мне не с чем сравнивать, но, мне кажется, что негосударственный вуз свободнее. А если судить по опыту моих знакомых, особых отличий нет. Мне кажется, что у нас интереснее. И учёба по контракту у нас дешевле, чем в государственных вузах.

Какие возможности вам  даёт вуз?

В первую очередь, это возможности для творческих реализаций. Например, я создаю подкаст для площадок института «Вырасти дом, построй дерево». Московский институт психоанализа активно инвестирует в его реализацию и продвижение. Другие студенты тоже видят перспективы в том, чтобы развивать свои проекты, пусть пока на площадках вуза. Также у нас есть студсовет, куда любой может прийти с идеей и получить помощь в её реализации. Ещё наш институт проводит много бесплатных лекций для абитуриентов и студентов, где можно больше узнать о самых разных направлениях психологии. Ну и стажировки, практика, психологический форум — всё это есть.

Что вам больше всего нравится в учёбе?

Честно говоря, мне тяжело выделить что-то конкретное. Мне нравится сам процесс, так как я заинтересована этой профессией и собираюсь в ней реализовываться. Мне интересна вся информация, которую нам дают на лекциях и семинарах. Семинары особенно нравятся — живые разговоры, обсуждения.

А ещё я очень люблю своих однокурсников и одногруппников. Это особое комьюнити, чудесное окружение. Находиться в ореоле осознанных людей — что может быть лучше?

Насколько в МИП активная студенческая жизнь?

У нас несколько клубов — спортивный, волонтёрский, культмассовый (в нём организуют различные мероприятия, которые проходят в университете и за его пределами). Есть медиаклуб, есть научное сообщество, где проходит серьёзная научная деятельность — студенты читают монографии, обсуждают, проводят дебаты, пишут статьи. Было здорово, когда от спортивного клуба в прошлом году проводились занятия йогой и медитации, я на них ходила — это очень полезная деятельность.

Вообще, и студенческий совет, и преподаватели открыты к нашим предложениям и инициативам. Например, мы захотели посетить планетарий, собрали группу — и институт выделил нам деньги на посещение. Ещё и культурное развитие, получается!

Чем ваш вуз отличается от других, как ты считаешь? Есть ли у него минусы?

Я думаю, что наш вуз выигрышно отличается от других свободой,  открытостью к студентам и преподавательским составом — они у нас чудесные. Причём, что важно, очень многие сами практикуют.

Есть небольшие проблемы в реализации оргпроцессов, например, при составлении расписания, но администрация старается их решать. 

Совсем недавно у нас появились  «проректорские вторники» там напрямую с проректорами можно обсудить беспокоящие вопросы и добиться улучшения ситуации. 

Среднестатистический студент МИП — он какой?

Наверное, в первую очередь он интересуется собой и тем, как себя усовершенствовать. Следит за психологическим здоровьем, увлечён осознанностью, экологичностью в поведении. А ценности у большинства из нас про принятие и открытость. Нас объединяет любовь к психологии и работа над собой в этой стезе. А вот хобби у всех самые разные, в Московском институте психоанализа очень много творческих ребят.

Какие перспективы вы видите для себя после окончания вуза?

Мне тяжело ответить на вопрос. У меня есть цели, и я понимаю, что я их достигну. Я хочу продолжать развивать свой личный бренд, совершенствоваться в личной и групповой терапии.

Что в студенческой жизни больше всего помогает тебе раскрыть свой потенциал?

В моём институте как раз есть такой проект, я уже о нём говорила — это подкаст, который мы делаем с моей одногруппницей и подругой Леной Шумаковой «Вырасти дом, построй дерево».

В выпусках мы разбираем интересующие нас темы таким образом — сначала изучаем научную литературу, а потом простым языком объясняем слушателям. Мы просто разбираемся вместе, как жить эту жизнь, и надеемся, что это находит отклик в сердцах других людей.

 

Максим Исакжанов, студент 2 курса факультета общей и клинической психологии МИП  

Максим Исакжанов, студент 2 курса факультета общей и клинической психологии Московского института психоанализа

Максим, почему твой выбор пал на профессию психолога?

Я долго думал над тем, чем я с моими навыками могу быть полезен этому миру. В детстве, как все мальчишки, хотел быть военным, защищать Родину, потом размышлял над театральным отделением, так как люблю быть на сцене. Хотел совместить пользу людям и реализацию своего потенциала — это хорошие коммуникативные навыки, жажда исследований и стремление помогать людям. 

Ещё в средних классах в моём окружении в родном городе Омске появилась женщина-психолог, которая помогла мне в тогдашнем внутреннем конфликте. Это меня вдохновило, и я подумал: «Вау! Вот оно — то, что нужно!» Это и общение, и использование творческого потенциала — создание ситуаций, образов. Тогда я впервые увидел, что психологическая консультация — это театр, который происходит между специалистом и клиентом, это импровизация в потоке.

Летом после 10-го класса я познакомился со своим будущим другом, который позвал меня учиться в Москву. Это было в горах. Но я сомневался, ждал знака от Вселенной, чтобы переехать. Я рад, что друг ответил так, что я был не в силах ему возразить: «Слушай, мы с тобой сейчас на Кавказе, в горах, и я приглашаю тебя приезжать учиться в Москву! Разве это не знак?». Потом я решился взять и поверить в это —  поэтому всё и случилось.

Как ты выбрал вуз, по каким критериям? Ведь в Москве большой выбор университетов.

Вуз я выбрал ещё более интересно. Чтобы подготовиться к ЕГЭ, я поехал набраться сил на йога-кемп, который организовали друзья. Я был уверен в своих знаниях, но не хватало эмоциональной перезагрузки. Там я поделился с друзьями запросом на будущую профессию. И оказалось, что одна из знакомых учится на психолога как раз в Московском институте психоанализа. Мы с ней пообщались, и я понял, что этот человек явно приобрёл в Московском институте психоанализа именно те знания и глубину, которые я ищу. И понял, что это снова знак — значит, мне нужно именно в этот институт.

Ты сейчас на втором курсе. Можешь рассказать, как проходило обучение эти два года, какие были программы и как студенты их выбирают?

Это было удивительно. И страшно, потому что это что-то новое, нестандартное. Мы изучаем хронотопы — это блоки гуманитарных предметов, в которые входят философия, история, социология и другие науки. Сам хронотоп — это промежуток времени, период развития нашей цивилизации. Всего для изучения выбрано шесть значимых периодов.

Что просто потрясающе — мы изучаем психологию, то, как устроена психика человека, и параллельно проходим то, как в целом создавалась наша цивилизация. Все дисциплины идут параллельно — когда ты знакомишься, например, с философами Древней Греции, то рассматриваешь их с разных сторон и за счёт этого понимаешь зарождение и развитие современной мысли — как философской, так и житейской. Я считаю, что для будущего специалиста важно рассмотреть мысль человечества в контексте цивилизации.

Также за два семестра на первом курсе мы защитили два проекта. Моей темой была «Власть и общество» — взаимодействие лидеров с народом, их подход к религии и её использование. Другие студенты изучали другие аспекты древних цивилизаций — например, моду, искусство, религию. Проекты мы готовили и защищали тоже в креативной форме — презентации в форме фильмов, театральных постановок. Так происходило глубокое погружение в зарождение современной культуры и прослеживание логики её развития. После таких изучений ты начинаешь воспринимать мир как-то проще и спокойнее — понимаешь, что с этим можно сделать и как.

Психологические дисциплины, которые мы изучаем параллельно, не менее интересны. Например, «Психика и природно-социальные феномены» — мы изучали, как психика зарождалась с одноклеточного уровня. Это очень важно для глубокого понимания психики человека.

Какие возможности дает вуз? 

В институте на высоком уровне развит студенческий совет, который организует культурно-массовые мероприятия. Также есть театральный кружок, есть волонтёрское отделение, которое даёт студентам возможность развивать организаторские способности. Для меня это очень ценный значимый опыт: например, 1 июня — в День защиты детей — мы вместе с «Красным крестом» проводили праздник для детей-беженцев. 

Есть Студенческое научное общество, где я состою и помогаю коллеге писать статьи, — это важное погружение в научную сферу. Институт даёт очень много возможностей для всестороннего развития.

Ещё у нас есть стажировки, одна у меня проходит прямо сейчас. Они проходят в трёх учреждениях, в которые мы, студенты, приезжаем, знакомимся и участвуем в тренингах с профессионалами. Среди них — Московская служба психологической помощи населению, психологический центр «Экзистенция» и Клинический центр психического развития и психоаналитического исследования детей, подростков и взрослых. Психологи этих центров делятся опытом, демонстрируют прямо на нас, студентах, психологические упражнения. Мы смотрим, как это применяется в работе, слушаем и впитываем реальные серьёзные случаи из практики опытных специалистов.

Ты состоишь в студенческом совете. Какая там у тебя нагрузка?

Я выбрал интересную позицию — решил, что могу быть полезен везде. Вокруг столько интересных проектов и мероприятий, зачем навешивать на себя ярлыки! Я могу волонтёрить, а ещё выступать для детей, потому что у меня есть костюм аниматора, или написать стих и выступить с ним на концерте. Так и каждый студент — каждый из нас может стать частью большого бренда Московского института психоанализа, где нет барьеров, а вуз готов реализовать твои идеи.

Что больше всего нравится в учёбе, в вузе?

Вначале я хочу сказать о преимуществах учёбы в частном институте от государственного учреждения. Это небольшой институт, он центрирован и сфокусирован на отдельных предметах, что очень важно. Ещё у нас потрясающие преподаватели, которые свободно общаются с тобой на семинарах. Нет жёсткой привязанности к программе и выполнению стандартов — читать параграфы, сдавать тесты. В нашем институте мы живём психологией. Здесь ценится гибкость мышления, способности самовыражения.

А даёт ли тебе что-то институт помимо знаний и возможности раскрытия потенциала?

Конечно! Я приехал из региона в Москву — в это пекло (в хорошем смысле), в город подвигов, мотиваций и достижений. Я очень ценю все встречи и знакомства, которые здесь со мной случаются. 

Мои первые московские друзья уникальны — потому что это друзья-психологи. Это максимально нестандартные взаимоотношения — например, когда вы начинаете ссориться, то сразу считываете эмоции, понимаете, почему ведёте себя именно так. При этом нам очень легко договориться между собой. 

У людей, которые выбрали психологическое направление, есть одна особенность — мы смотрим на себя и на мир чуть шире и гибче. Мы чувствуем саму жизнь и знаем, как она течёт в людях и почему она так течёт. Любое общение с моими друзьями — это и психологическая консультация в том числе. Студенты-психологи очень эмпатичные, они тебя слышат, при этом они обычные ребята, с которыми можно тусить и веселиться.

Что в студенческой жизни больше всего помогает тебе раскрыть свой потенциал?

На меня больше всего влияет студсовет, потому что он максимально раскрывает организаторские и творческие способности. Очень значима для меня возможность в институте реализовать свои проекты — я занимаюсь йогой и медитациями уже несколько лет. Я познакомился с ребятами, которые тоже этим увлекаются, мы пришли в студсовет и рассказали о своей идее. Нас поддержали — и вот мы несколько раз  уже проводили для студентов занятия по йоге. Для меня возможность реализовывать себя в стенах института — это уже крутой проект.

Среднестатистический студент вашего вуза — какой он? Какие у него ценности, чем увлекается, чего хочет от жизни?

Вообще студент-психолог — существо интересное и нестандартное. Это сама жизнь, которая ищет, стремится постичь что-то глубокое. Это человек, который понимает, что мир прост, но в то же время многогранен, как и сама психика. Психологи — это люди, которые открывают новый уровень, патриоты жизни, своего рода революционеры, которые заявляют: «Мы можем по-другому видеть этот мир!» И всё это — наши студенты.

Кем ты видишь себя после окончания института?

Опишу так, как чувствую: стабильность, успешность, уверенность. Мы, психологи, очень гибкие люди, и я горю этой наукой и уже получаю творческое наслаждение, когда помогаю знакомым.

Я понимаю, что могу в будущем и не работать психологом. Мы существуем в трёх измерениях — время, место и личность, и всё это постоянно меняется. Возможно, я стану великим психологом, а возможно, позже выберу другую профессию. Главное: я уверен, что с навыками и знаниями, которые дал мне институт, выйдя из его стен, я смогу реализовать всё, что захочу. Мой вуз даёт студентам определённую внутреннюю зрелость, самопонимание и самоопределение. 

Поделиться
2


Комментарии

Или воспользуйтесь своим аккаунтом
Отправить
«Здесь нет барьеров»: студенты Московского института психоанализа об учебе в вузе ВУЗЫ И КОЛЛЕДЖИ http://propostuplenie.ru/images/navigator-data-1920x640_8/article/Intervyu-so-studentami-MIP-563-png http://propostuplenie.ru/images/navigator-data-1920x640_8/article/Intervyu-so-studentami-MIP-563-png Русский от 16 до 18 лет