Разница между прогрессивным и традиционным образованием

Батл: прогрессивное VS традиционное обучение

Гайды абитуриенту,Родителям

  • Автор:
  • Зоя Баньшина
  • Образовательный журналист, философ, урбанист
  • Дата публикации:
  • 15.04.2023
  • 6360
    18
Время чтения: 15 минут
Нет времени читать ?
Получите материал на почту и вернитесь к нему позже.

Каждый родитель хотя бы раз задавался вопросом: а стоят ли образовательные эксперименты того? Сегодня есть довольно много разнообразных вариантов обучения. Два — в явном антагонизме друг к другу. Речь о традиционном и прогрессивном обучении. Первое существует едва ли не со времён появления школы в привычном понимании, второе — предлагает относительно новый подход. Сравнили плюсы и минусы двух систем, которые в каком-то смысле представляют и два мировоззрения.

 

В чём суть каждого подхода 

Прогрессивное обучение. Почти весь XX век термин «прогрессивное образование» обозначал комплекс идей и практик, разработанных философом и педагогом Джоном Дьюи. С одной стороны, он был теоретиком теории познания, а с другой — учителем, создавшем собственную школу с новаторским подходом. Важным принципом в подходе Дьюи была активная позиция: и ребёнок, и учитель, и любой другой человек в системе прогрессивного образования должен активно проявлять себя, высказывать своё мнение и делать всё, что помогает и ему, и его сообществу развиваться, становиться лучше и самобытнее. 

Сегодня прогрессивное обучение основывается на понимание образовательного процесса как активной подготовки к участию в устроении демократического глобального общества. Главное в этой педагогической системе — мотивировать ученика на активное участие и в школьных занятиях, и в жизни социума. Сторонники прогрессивного подхода уверены, что школа должна воспитывать критически мыслящих, активных, увлечённых детей, которые должны прямо-таки докапываться до сути. А работа педагога при таком подходе состоит в том, что он должен уметь правильно развить внутреннюю мотивацию ребёнка.

Традиционное обучение. Классический подход более утилитарен и ультимативен. Главная его цель — дать ребёнку определённый объём знаний, который он, в свою очередь, должен будет во что бы то ни было освоить. Эти знания — своеобразный необходимый минимум для каждого «взрослого» члена социума. Кроме того, традиционная школа также даёт ряд чётких правил, то есть создаёт своеобразную структуру законов и ценностей, по которым будущие выпускники должны жить впоследствии.

Традиционалисты видят смысл или в создании фундамента знаний, или в углублении теории в профильных классах. Поэтому классическое образование делает особый акцент на развитии памяти, эрудиции детей. 

Цели каждого подхода 

Прогрессивное обучение. Идеальный выпускник прогрессистской школы — человек, который понимает, чем он хочет заниматься в будущем, и не боится аргументировать свою позицию. Он хорошо умеет адаптироваться в разных, в том числе экстремальных ситуациях, и мыслит проблему по модели целеполагания: разбирает её на подзадачи и решает каждую отдельно.  

В рамках прогрессивного обучения школы должны быть «агентствами социального обслуживания», готовящими учащихся к современной жизни в социальном, политическом и экономическом аспектах. Одна из теорий, используемых в прогрессивном обучении, это теория Выготского, которая акцентирует внимание на социальном обучении, где дети учатся вместе с учителем, выполняя задания вместе. Другая теория, — теория Пиаже, — подразумевает, что способ обучения детей зависит от стадии их развития, и ориентируется на то, насколько хорошо они могут понимать абстрактные понятия.

Традиционное обучение. Эта учебная система, напротив, уравнивает возможности обучающихся. Именно это делает школу одним из самых доступных социальных лифтов, в которой каждый ребёнок при желании может получить максимальный набор знаний. По крайней мере, так должно происходить в идеальном мире, где ученики ходят только в школу, а у педагогов не бывает детей, которых они выделяют больше остальных. 

Как устроены программы

Прогрессивное обучение. В основе этой традиции — метод, который подразумевает предварительное исследование той или иной проблемы, а затем — создание проекта, предлагающего решение выявленной трудности. Детей поощряют создавать собственные творения, не боясь ошибок или неудач: любой прототип будет ценным, поскольку вообще будет существовать. 

При этом каждый проект и исследование последовательно дополняют предыдущие этапы работы: учебная программа представляет собой связанную и интегрированную систему, а не набор разрозненных тем. 

В основе методологии два основных элемента: темповое и ассоциативное обучение. В отличие от традиционного подхода, который опирается на заранее заданную и порой нелогичную структуру, прогрессивное обучение учитывает индивидуальные темпы обучения детей и связывает их с другими предметами.

Прогрессивный подход поощряет творческое мышление и эффективно использует для этого персонализацию. Например, если ребёнок учится писать, но увлекается видеоиграми, то можно предложить ему написать сюжет для видеоигры, основанный на его любимой игре!

Традиционное обучение. Традиционный подход к устройству учебных программ предполагает линейную структуру, где учебный материал разбивается на отдельные уроки или темы, и преподаватель следует строго заданному порядку преподавания. Программа составляется на основе определённых стандартов и требований, и все ученики обучаются одному и тому же учебному плану, независимо от их индивидуальных потребностей или способностей.

Учебный материал представляется в виде учебников, лекций, презентаций и других учебных ресурсов, и ученики обычно выполняют задания, проверяющие их знания и навыки. Оценка производится на основе результатов тестов и экзаменов, которые проверяют знания и способности учеников соответствовать заданным стандартам. Оценки являются основным критерием успеха и прогресса ученика.

Таким образом, традиционный подход к устройству учебных программ основывается на линейной структуре, однородном подходе к обучению всех учеников и акценте на передаче знаний от преподавателя к ученику.

Некоторые исследования указывают на то, что традиционное обучение ограничивается развитием только исполнительных навыков у детей. Хотя ученики могут успешно выполнять задания «как в учебнике», когда от них требуют объяснить или осознать свои действия, они испытывают затруднения. В некоторых странах традиционное обучение даже считается более эффективным, если предлагается только один способ решения задач. Ещё одной проблемой традиционного обучения является его несоответствие разным потребностям учеников. Оно предполагает, что все учатся одинаково и с одинаковой скоростью, что не соответствует реальности.

Педагогические подходы

Прогрессивное обучение. При прогрессивном подходе в учебных программах акцент делается на персонализированном исследовательском обучении, в котором дети — те, кто принимает решения. Учитель выступает в роли фасилитатора, тренера и товарища по учёбе, а не того, кто диктует правильные ответы или способы решения задач.

Однако прогрессивное обучение также имеет своих критиков. Некоторые считают, что оно не отражает реальные трудности жизни, где нужно соблюдать правила, и что оно слишком снисходительно и делает детей слабыми. Некоторые также считают, что прогрессивное обучение предназначено только для «выходцев» из традиционной системы обучения, и стигматизируют детей, выросших в прогрессивных школах, как отстающих в развитии. Однако сторонники прогрессивного обучения утверждают, что они более внимательно относятся к индивидуальным стилям обучения детей.

Традиционное обучение. В традиционных учебных программах учитель — активный источник информации, а ученики — пассивные слушатели и зрители, реципиенты контента. Именно учителя — авторитетные фигуры, которые могут действовать даже жёстко и, как правило, не слишком гибко. Информация им преподносится в выстроенном виде, и часто для получения хорошей оценки достаточно выучить этот материал наизусть. Само же знание часто проверяется тестированием, которое позволяет отслеживать успеваемость.

Если кратко: традиционный подход сосредоточен на структуре, дисциплине и запоминании, в то время как в прогрессивном подходе делается акцент на творчестве и критическом мышлении. ​

Поделиться
2


Комментарии

Или воспользуйтесь своим аккаунтом
Отправить
Батл: прогрессивное VS традиционное обучение Гайды абитуриенту,Родителям http://propostuplenie.ru/images/navigator-data-1920x640_8/article/traditsionnoe_vs_progressivnoe_563_01-png http://propostuplenie.ru/images/navigator-data-1920x640_8/article/traditsionnoe_vs_progressivnoe_563_01-png Русский от 16 до 18 лет