Разница между ментором, тьютором и наставником

Ментор, тьютор и наставник — кто такой и зачем нужен

студентам,Родителям

  • Автор:
  • Зоя Баньшина
  • Образовательный журналист, философ, урбанист
  • Дата публикации:
  • 02.02.2023
  • 5596
    6
Время чтения: 8 минут
Нет времени читать ?
Получите материал на почту и вернитесь к нему позже.

Учитель — привычная и понятная роль для работника системы образования. C недавних пор в школах есть ещё и тьюторы, а обратиться за помощью дети могут к менторам и наставникам. Разбираемся, чем отличаются эти роли друг от друга и зачем они нужны в школе.

В этой статье:


Ментор, тьютор, наставник

Тьютор 

Тьютор — специалист, который помогает обучающемуся в подборе образовательной траектории, оценке своих способностей и интересов. Тьютор ориентируется на потребности детей или взрослых, с которыми работает, а не на то, что требует образовательная программа. Он гармонизирует цели ученика с тем, что ему действительно необходимо изучить.

Первые тьюторы помогали студентам Оксфорда и Кембриджа. Учащиеся могли свободно выбирать курсы исходя из своих интересов. Тьюторы же помогали выбирать из многообразия вариантов, опираясь на способности и предпочтения подопечных.

Роль тьютора в современной школе многогранна. С одной стороны, она необходима и в организации педагогической работы, когда для передачи знаний о профессии старшие педагоги выступают тьюторами для молодых коллег.  С другой, детские тьюторы работают как архитекторы образовательной среды.

При этом сфера работы тьюторов довольно широкая. Так, их нельзя принимать за педагогов-дефектологов, потому что те концентрируются на выявления психофизических особенностей, системы восприятия и темперамента для компенсации или коррекции иных отсутствующих или неразвитых функций учащихся. Тьютор же может работать с детьми и без особенностей развития, создавая их образовательный опыт и корректируя образовательные планы. Его главная задача – показать, чего ребёнок может достичь в образовании.

Но разве этим не занимаются коучи? Да, но коучи работают со взрослыми людьми, у которых, как правило, есть определённый запрос и понимание своих целей. Тьютор же часто имеет дело с детьми, которые пока не понимают, что именно они хотят познавать. Кроме того, в отличие от многих коучей, тьюторам характерна мягкая подача материала.

Тьютор беседует с детьми, задаёт им наводящие вопросы и создаёт личностно-ресурсные карты в формате майндмэпов. Эти материалы он дополняет после каждой новой встречи с ребёнком, затем выводя на их основе анализ возможных стратегий развития подопечного. Нельзя просто так стать тьютором: необходимо получить специальный диплом, который удостоверит соответствие кандидата профстандарту и этическому кодексу.

Кроме того, недостаточно просто нанять тьютора в школу — нужно создать и подходящую образовательную среду, в которой будет возможность для свободного развития и совершенствования навыков. Иначе зачем вообще тьютор там, где нет выбора, а значит, и сомнений?

Ментор

Ментор, в отличие от тьютора, не выстраивает конкретных стратегий развития, но поддерживает детей, мотивирует на работу в нужном направлении и даёт пример. Конечно, он тоже помогает с профориентацией, но больше сосредотачивается на формировании стремления продолжать учёбу и не оставлять начинание, даже если что-то идёт с трудом. Кроме того, ментор помогает справиться с вредными привычками. Словом, он становится настоящим примером для подражания. 

Человек, который занимается менторством, должен обладать ещё и развитым эмоциональным интеллектом. Это нужно, чтобы хорошо чувствовать потребности ребёнка, даже невысказанные его желания и стремления. Также ментор обязательно должен быть честным, открытым к подопечному человеком. В противном случае фальшь будет чувствоваться, и хороших плодов такие занятия не принесут — только грусть и разочарование, если обман вскроется.

Ментор работает и с предметными задачами. Он помогает сформировать грамотный подход к решению вопросов того или иного типа. Ментор — человек часто значительно старше и опытнее подопечного. Наконец, контакт с ментором даёт возможность обзавестись связями и наладить контакт с людьми, уже включёнными в работу на тех или иных рынках.

Наставник

Когда школьники начинают делать проект или создавать свой первый продукт, они могут получить помощь наставника. Наставник не столько передаёт собственный глубокий опыт по конкретной теме, сколько обучает механикам и помогает обнаружить подходящий инструмент систематизации уже имеющихся у ребёнка знаний. При этом наставник теоретически может выполнять и роль ментора, помогая и собственной экспертизой.

Главная особенность работы наставника — его узкая направленность на конкретную задачу, который уже занят школьник. В каком-то смысле он стратег ученической команды, который может ответить на структурный вопрос и помочь советом.

Очень часто наставник роль наставника совмещается с другими, например, ролью тьютора. А нередко наставниками можно называть вообще всех педагогов, поскольку поддержка и направление входит в работу учителя.

Поделиться


Комментарии

Или воспользуйтесь своим аккаунтом
Отправить
Ментор, тьютор и наставник — кто такой и зачем нужен студентам,Родителям http://propostuplenie.ru/images/navigator-data-1920x640_8/article/Nastavnik_-tyutor_-mentor-563-png http://propostuplenie.ru/images/navigator-data-1920x640_8/article/Nastavnik_-tyutor_-mentor-563-png Русский от 16 до 18 лет