Работа в авиации: кого ждут и где учиться

Работа в авиации: кого ждут и где учиться

Профориентация

  • Автор:
  • Антонина Белова
  • Дата публикации:
  • 14.11.2018
  • 165903
    94
    23
Нет времени читать ?
Получите материал на почту и вернитесь к нему позже.
Согласен на получение маркетинговых рассылок

Работа в авиации — стратегически важная отрасль, тесно связанная с космонавтикой и вооружением. Ещё со времён СССР наши пилоты считаются одними из лучших в мире. Их с радостью ждут на работу даже зарубежные кампании, однако далеко не каждый летчик сможет этой возможностью воспользоваться. Кого-то остановят требования к здоровью, других — знание языка.   

В этой статье:


 

Работа в авиации

Работа в аэропорте – это просто красиво

 

Востребованность кадров в авиации

Всё больше задач, которые раньше решал человек, сейчас выполняет автоматика. Однако это не значит, что люди становятся не нужны. Еще долго даже за самым умным роботом будет следить оператор — летчик, диспетчер аэропорта или инженер. Конечно, им постоянно придется улучшать свои знания, но в современном мире никто не сможет качественно трудиться без периодического повышения квалификации. 

Работа в авиации сопряжена с огромной ответственностью, что прямо влияет на оплату труда. Зарплаты пилотов и бортпроводников занимают лидирующие позиции в рейтинге самых высокооплачиваемых специальностей. Рабочих мест в отрасли не так много, эта сфера ждет настоящих энтузиастов, готовых на всё ради неба.   

Профессии в гражданской и военной авиации 

Обычно работа в гражданской авиации ассоциируется с пассажирскими перевозками, но это далеко не всё. «Гражданка» совершает коммерческую транспортировку грузов, задействована в сельском хозяйстве, совершает срочные рейсы в медицинских целях. Обучение будущих летчиков, авиационные выставки, подготовка парашютистов и тушение пожаров также остается за кадром.    

К счастью, работу военной авиации россияне наблюдают только на Параде Победы 9 мая. В остальном, деятельность ВВС засекречена либо происходит на летных полигонах вдали от населенных пунктов. Военная авиация — это и разработка новых машин, и подготовка кадров, и боевые действия.   

Работа в небе 

1. Пилот гражданской авиации 

Командир корабля отвечает за безопасность рейса, сохранность воздушного судна, жизни пассажиров или ценные грузы. Летчики отлично подготовлены физически, морально и умственно. В экстренной ситуации они должны уметь оценить риски и возможности самолета, принять быстрое и правильное решение. Для этого нужен опыт и доскональное знание машины, на которой летаешь.  

Не менее важен и второй пилот. Согласно должностной инструкции, вся подготовка полета лежит на нем: узнать маршрут, погоду, проверить исправность приборов. Слышали истории о попадании птиц в двигатели самолетов? Чтобы такого не случалось, второй пилот проверит еще и орнитологическую обстановку в районе. Так что обязанностей у него не меньше.   

Зарплата пилота начинается от 150 тысяч рублей. Сумма зависит от летных часов, престижа авиакомпании и отрасли авиации, где летчик работает. Однако самолет никто не доверит новичку. Чтобы сесть за штурвал машины, нужно не менее двух лет практики полетов, которую можно приобрести во время обучения в летном училище либо на тренировочных полигонах.   

2. Летчик военной авиации 

Пилоты военной авиации — сверхлюди. Они выдерживают изматывающий график, постоянные физические и моральные перегрузки, знакомы с техническими характеристиками всех известных воздушных машин, с радиотехникой, эхолокацией, могут при необходимости починить самолет самостоятельно.   

Предположительно, летчик военной авиации зарабатывает от 100 тысяч в месяц, но точные данные не афишируются. Но не стоит идти в военную авиацию России ради хорошей зарплаты и достойной пенсии. Работа трудная и опасная. Вас ждут постоянные переезды, регулярные командировки в удаленные уголки страны и огромные нагрузки. Пожалуй, этот труд только для настоящих патриотов и смельчаков. 


3. Летчик-испытатель 

Летчик-испытатель — очень редкая профессия. Сюда попадают только самые опытные, но и им еще приходится доучиваться! Обязанности этого пилота — тестировать новую технику и помогать авиаконструкторам ее дорабатывать. Вторая зона ответственности — обучение экипажа военного воздушного судна.

«Лётчик-испытатель постоянно "не помнит", что может не вернуться из полёта – Он "знает это". В ином случае работать качественно не смог бы»

Заслуженный лётчик-испытатель РФ  С. Н. Тресвятский

Летчиков испытателей обучают всему, что связано с новшествами авиационной отрасли. Иногда выпускники даже пишут настоящую дипломную работу, прежде чем приступить к обязанностям.   

4. Бортпроводник 

В стюардессы и стюарды тоже возьмут не каждого. К внешности юношей и девушек предъявляют довольно суровые требования. Человек, от которого зависит безопасность пассажиров в экстренной ситуации, должен располагать к себе. Работодатели смотрят на рост, вес, наличие дефектов внешности, вроде шрамов, чистоту речи и приятный внешний вид. Также необходимо владеть английским языком. 

Профессии в авиации

Стать стюардессой мечтают тысячи девушек, но требования к ним очень строги


Работа бортпроводника - встретить пассажиров, помочь им разместиться в салоне, заботиться о них во время полета и проводить после его окончания. Стюардессы должны уметь сразу заметить опасную ситуацию и организовать слаженные действия пассажиров. Также в их обязанностях - оказание первой помощи при необходимости. Почитайте истории о приеме родов во время полета, чтобы понять, о чем идет речь. Зарплата бортпроводника начинается от 40 тысяч рублей в месяц. Опытные стюардессы получают в 2-3 раза больше.     

5. Бортинженер 

Самолет — сложная конструкция, в ней выверено буквально все: форма, размер, материалы, мощность, искусственный интеллект, работа приборов, шасси и топливной системы. Чтобы судно была исправно, необходим человек, который будет заботливо за ним следить. Это зона ответственности бортинженера.   

Бортинженер может как сопровождать борт в полете, так и ждать его на земле в аэропорте. Зарплата этих специалистов начинается от 40 тысяч рублей, а работать они могут как в гражданской, так и в военной авиации.   

Работа на земле, связанная с небом 

1. Диспетчер аэропорта 

Что для нас просто бескрайнее небо, для диспетчера четко спланированные воздушные трассы. Как развязка на скоростном шоссе. Специальность, требующая огромной усидчивости, внимательности и собранности. Авиадиспетчер координирует маршруты самолетов в небе и на земле. Ошибка в указаниях пилотам чревата страшной катастрофой. Под руководством диспетчерской также идет взаимодействие воздушного судна и аэропорта.   

Авиадиспетчеры зарабатывают 60 тысяч в месяц. Также они могут рассчитывать на очень хороший соцпакет (льготы, привилегии). Например, после пяти лет работы, сотрудник диспетчерской службы может раз в год полететь в любую точку мира бесплатно. Работа тяжелая, потому диспетчеры редко трудятся больше 36 часов в неделю, а каждый два часа в их графике предусмотрен небольшой перерыв. 

Опытный авиадиспетчер может раз в год полететь в любую точку мира бесплатно


2. Авиаконструктор 

Одна из очень насыщенных междисциплинарных специальностей. Физика материалов необходима для разработки сплава, из которого создадут воздушное судно. Законы аэродинамики предадут машине оптимальную форму. Радиотехника займется точными приборами, без которых пилоты и диспетчеры не смогут управлять самолетом. Даже айтишникам есть, чем заняться: автопилот и аппаратура аэропорта помогают людям не допустить ошибок в их трудной и ответственной работе.   

Разработки для гражданской и военной авиации не сильно отличаются друг от друга. Потому скорее всего авиаконструктор столкнется с военной тайной. Согласно статистике портала trud.com, большинство вакансий для авиаконструкторов находятся в Москве, а зарплата специалистов колеблется в пределах от 50 до 100 тысяч рублей.   

3. Персонал аэропорта 

В больших аэропортах, вроде Домодедово, трудятся более 10 000 человек! Это многочисленный обслуживающий персонал для людей и машин. О существовании большинства работников аэропорта средний пассажир даже не догадывается.    

Есть специалисты, которые следят за транспортировкой грузов и пассажиров. Также аэропорты стабильно нуждаются в водителях, операторах оборудования, управленцах. Отдельная большая группа людей обслуживает посадочные полосы. Они должны быть свободны, исправно освещены сигнальными огнями, очищены от грязи и наледи.   

Согласно информации на сайте Домодедовского аэропорта, для трудоустройства в аэропорт не обязателен опыт работы, и на некоторые специальности, например инженера хозяйственного обслуживания территории, можно устроиться сразу после окончания школы - всему необходимому вас обучат на месте.   

Заработная плата сотрудников аэропорта начинает от 35 тысяч рублей для тех, где не требуется высшее или средне-специальное образование и почти не имеет верхней планки.     

Куда пойти учиться: авиационные вузы и летные училища   

Сгруппируем все около авиационные специальности по интересам: хочу летать, хочу конструировать летную технику хочу работать в аэропорте. Погнали!     

Хочу летать 

Чтобы стать пилотом, не обязательно получать высшее образование. Вполне хватит и средне-специального. Мест, где может пройти обучение гражданский пилот, не так много, обычно это авиационные училища. Обучение в колледже занимает меньше времени, чем в вузе.   

Специальность Ссуз
25.02.04 Летная эксплуатация летательных аппаратов

Краснокутское летное училище гражданской авиации; 
Сасовское летное училище гражданской авиации; 
Омский летно-технический колледж гражданской авиации им. А.В. Ляпидевского; 
Бугуруслансское летное училище им. героя Советского Союза П.Ф. Еромасова.


Пилотов с высшим образованием выпускает всего пара-тройка авиационных университетов по всей стране. 

Специальность

Вуз

25.05.05 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения

СПбГУГА, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации 
УИ ГА, Ульяновский институт гражданской авиации имени Бугаева

25.05.04 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Краснодар); 
ВА МТО им. А.В. Хрулева    

Как стать бортпроводником? Это вообще можно сделать после 11-ти классов школы. Обучение на стюардессу или стюарда — это короткие курсы на базе авиакомпании или учебного центра аэропорта. Лучшие варианты — Аэрофлот, Внуково, Домодедово и Школа бортпроводника Airschool. 

Читайте также нашу статью «Получать ли высшее образование?»

Хочу создавать летательные аппараты 

Авиаконструкторов всех возможных профилей готовит главный авиационный университет страны - МАИ. Но это не единственное место, где можно получить нужное образование.

Специальность Вуз Профессия
24.03.01 Ракетные комплексы и космонавтика МГТУ им. Баумана, 
МАИ, 
ЮурГУ, 
СибГУ им. М.Ф.Решетнева,  ОмГТУ
Инженер стартовых комплексов,  специалист по IT-системам,  инженер-конструктор ракетных комплексов,  космонавт
24.03.03 Баллистика и гидроаэродинамика МАИ,
ТГУ
Инженер по навигации,  инженер по управлению воздушным движением,  инженер-испытатель систем управления летательными аппаратами
24.03.04 Авиастроение МАИ, 
КАИ, 
УлГУ, 
УГАТУ,  Университет Дубна
Авиадиспетчер,  авиационный инженер,  авиационный техник,  военный лётчик,   инженер-аэродинамик
24.03.05 Двигатели летательных аппаратов МАИ, 
КАИ, 
РГАТУ им. П.А. Соловьева, 
СибГУ им. М.Ф.Решетнева,  ИжГТУ имени М.Т. Калашникова,  УГАТУ
Инженер по авиационным двигателям,  инженер по технической эксплуатации летательных аппаратов и двигателей,  инженер-испытатель двигателей летательных аппаратов,  инженер-конструктор двигателей летательных аппаратов,  инженер-механик по двигателям летательных аппаратов
24.05.01 Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов МГТУ им. Баумана, 
МАИ, 
ЮУрГУ, 
СибГУ им. М.Ф.Решетнева,  ИжГТУ имени М. Т. Калашникова,  ОмГТУ
Инженер-конструктор авиационной и ракетно-космической техники,  инженер-конструктор крылатых ракет,  инженер-конструктор скоростных подводных аппаратов,  инженер-проектировщик наноспутников
24.05.02 Проектирование авиационных и ракетных двигателей МГТУ им. Баумана, 
МАИ, 
КАИ, 
ЮурГУ, 
ПНИПУ, 
СибГУ им. М.Ф.Решетнева,  РГАТУ им. П.А. Соловьева,  УГАТУ, 
ОмГТУ
Инженер-конструктор,  инженер жидкостных и ракетных двигателей,  инженер-летательных аппаратов,  инженер-программист,   специалист по IT-системам
24.05.07 Самолето- и вертолетостроение МАИ, 
НГТУ им. Р.Е.Алексеева,  КАИ, 
ЮФУ
Авиаконструктор,  авиационный инженер,  инженер-исследователь в области авиастроения,  инженер-механик,  специалист по сертификации авиационной техники

 

 

Хочу управлять полетами 

Если ваша мечта - работа в аэропорте, то выбор профессий огромен. Например, есть профили, которые готовят профессиональных управленцев для авиации.

Специальность Вуз Профессия
24.03.02 Системы управления движением и навигация ИТМО, 
МАИ, 
ГУАП, 
ПНИПУ, 
СибГУ им. М.Ф.Решетнева
Инженер по управлению воздушным движением,  специалист по эксплуатации авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов,  инженер по навигации,  специалист по навигационному оборудованию,  специалист по технической поддержке и обслуживанию систем управления движением
24.05.04 Навигационно-баллистическое обеспечение применения космической техники МГТУ им. Баумана Авиационный инженер,  авиаконструктор,   слесарь-сборщик авиационных приборов,  авиадиспетчер,   авиационный техник
25.03.03 Аэронавигация МГТУГА,  СпбГУГА Авиаменеджер,  лётный директор авиационного предприятия,  менеджер по авиаперевозкам,  инспектор по авиационной безопасности
25.03.04 Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов СПбГУГА Инженер по безопасности транспортной сети,  инженер по организации перевозок и управлению на транспорте,  инспектор по авиационной безопасности,  специалист по сервису на транспорте

 

Хочу получить работу в аэропорту без профильного образования 

Список вакансий административного персонала также предлагает множество вариантов, где профильное образование не требуется. Стать ближе к авиации можно сразу после школы после обучения на месте, во время которого аэропорт обычно выплачивает стипендию.   

Как познакомиться с профессией ближе? 

Работа в сфере авиации потребует от вас большой самоотдачи. Чтобы не испытать разочарование от обманутых ожиданий, выбирайте профессию вдумчиво. Мы собрали для вас несколько советов, которые помогут познакомиться с авиацией лучше.   

1. Виртуальные симуляторы и видеоигры 
Приобщиться к работе пилота можно на примере симуляторов полета. Самые популярные видеоигры - серия Microsoft Flight Simulator для будущих пилотов гражданской авиации. Военная авиация представлена в IL-2 Sturmovik и Digital Combat Simulator.   

2. Фильмы 
Фильмов про авиацию снято превеликое множество. Советскому кинематографу есть, что рассказать о героях Великой отечественной войны: “В бой идут одни старики”, “Ключи от неба”, “Повесть о настоящем человеке”. Современные картины о сложностях профессии пилота - “Экипаж”, “Чудо на Гудзоне”, “Призрак”. 

Профессии в авиации

Кадр из фильма “Чудо на Гудзоне”. В главной роли Том Хэнкс.
Источник: http://kinotrest.ru/uploads/posts/2017-01/1483901430_6f7096f0c0.jpg


3. Книги 
Самые достоверные книги про летчиков — это, пожалуй, их автобиографии. Например, “Воспоминания военного летчика” Степана Микояна.  Художественная литература с подробным описанием жизни аэропорта и захватывающим сюжетом — романы Артура Хейли. «Аэропорт» и «Взлетно-посадочная полоса 08» не оставят равнодушными даже тех, кто не собирается связать свою жизнь с авиацией.   

4. Экскурсии 
Аэропорты и авиакомпании тоже заинтересованы брать на работу энтузиастов, потому проводят экскурсии, чтобы познакомить будущих сотрудников с их местом работы.  Например, в учебном центре Внуково школьникам не только расскажут об истории аэровокзала, но и покажут работу персонала изнутри и дадут испытать свои навыки пилота на тренажере самолета Ту-154. 

Читайте также:

Получите материал на почту и вернитесь к нему позже.
Поделиться
10


Комментарии

Или воспользуйтесь своим аккаунтом
Отправить
Сезим 13 января

Здравствуйте а я хочу стать авиадиспетчер. Это какой факультет?

Ответить

Антонина Белова 15 января

Сезим, добрый день! Это направление: Организация аэронавигационного обеспечения полетов воздушных судов

Ответить

Валентина 25 сентября

Дипломесть, а работы нет, только пишут везде красиво.

Ответить

Антонина Белова 27 сентября

Валентина, добрый день! Может вам попробовать обратиться в другие авиационные компании для поиска работы

Ответить

Марина 2 июля

В статье ошибки в названии профилей и их соответствии направлениям подготовки. По 25.03.03 и 25.03.04 НЕ готовят авиационных менеджеров и, тем более, специалистов по сервису. Это совершенно другие направления подготовки. К тому же "забыли" таких востребованных в авиации специалистов, как экономистов и кадровиков (управление персоналом). А именно на них сейчас особенно высокий спрос на предприятиях.

Ответить

Антонина Белова 3 июля

Марина, добрый день. При публикации статьи мы опирались на описание направлений подготовки вузами. Но спасибо за ваше уточнение

Ответить

Azir 20 июня

Здравствуйте. Скажите пожалуйста,а какие есть профессии связанные с расследованием авиакатастроф? Востребованные ли это профессии? Какое нужно образование и на кого идти учиться?

Ответить

Антонина Белова 20 июня

Azir, добрый день! Институт авиационный, факультет авиационной безопасности.

Ответить

Анна 18 июня

Здравствуйте, в каком ВУЗе Москвы обучают профессии Авиационный техник?

Ответить

Антонина Белова 19 июня

Анна , добрый день! Московский государственный технический университет

Ответить

Камила 12 июня

Здравствуйте. Я хочу пойти на стюардессу. В данный момент перехожу в 9 и хочу уйти после него. Думала поступать в Уфимский авто-транспортный колледж (сервис на транспорте (воздушном)). Стоит ли идти туда? После колледжа тоже идти в авиакомпанию проходить курсы? Если я ни разу не летала на самолёте меня возьмут учиться?
Заранее благодарю

Ответить

Антонина Белова 13 июня

Камила, добрый день! Да, возьмут. После данного колледжа вам нужно будет пройти курсы бортпроводника и после этого вы сможете работать

Ответить

Артём Ихсанов 22 мая

Я хочу поступить в вуз УГАТУ на факультет Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей или двигатели летательных аппаратов, кем я могу работать после окончания вуза

Ответить

Антонина Белова 23 мая

Артём Ихсанов, добрый день! Основное место трудоустройства выпускников – аэродромы и авиакомпании. Туда их берут на должности техников, бортмехаников, инженеров по эксплуатации.

Ответить

Даниил 28 апреля

Бортинженер вообще хорошо получает за свою работу?

Ответить

Антонина Белова 1 мая

Даниил, добрый день! Средняя зарплата – от 60 000 рублей

Ответить

Аймэрим 4 марта

Здравствуйте, я хочу учиться на стюардессу
Я данный момент 9 классе учусь хочу после 9го пойти авиационный колледж
Дайте совет что можно делать после колледжа

Ответить

Антонина Белова 6 марта

Аймэрим , добрый день. После колледжа вы можете сразу пойти работать или далее поступать в вуз, чтобы повысить уровень образования

Ответить

Анна 27 февраля

Кем может работать девушка в авиации?

Ответить

Антонина Белова 28 февраля

Анна, добрый день! Девушка может работать по след. специальностям : Авиаменеджер, Бортпроводник (стюардесса), Врач космической медицины,Инженер по системам автоматического управления летательных аппаратов

Ответить

Работа в авиации: кого ждут и где учиться Профориентация http://propostuplenie.ru/images/navigator-data-1920x640_8/article/uu-jpg http://propostuplenie.ru/images/navigator-data-1920x640_8/article/uu-jpg Русский от 16 до 18 лет