Обзор НИУ ВШЭ: мнение лицеистов, студентов и преподавателей

Что думают о Вышке лицеисты, студенты и преподаватели?

ВУЗЫ И КОЛЛЕДЖИ,Интервью

  • Автор:
  • Анастасия Зинченко
  • Эксперт портала, готовит школьников к олимпиадам с 2016 года
  • Дата публикации:
  • 26.12.2019
  • 32257
    8
Время чтения: 17 минут
Нет времени читать ?
Получите материал на почту и вернитесь к нему позже.

С каждым годом число студентов в Высшей Школе Экономики увеличивается. Вышка – это не просто топовый вуз, это бренд, который очень хорошо себя продает. Почему он стал таким популярным и чем отличается от других вузов? Мы опросили 5 человек, обучающихся и работающих на разных факультетах. Каждому опрошенному мы задали индивидуальные вопросы и узнали их мнение о том, почему же НИУ ВШЭ – лучше других учебных заведений. 

Материал получился немаленьким, но зато очень честным. Не все считают Вышку идеальным вузом! Так что не поленитесь прочитать хотя бы парочку мнений.

О чем не говорят между парами – читаем в этой статье:


Обзор НИУ ВШЭ: мнение лицеистов, студентов и преподавателей

Обзор НИУ ВШЭ: мнение лицеистов, студентов и преподавателей


Мнение выпускницы Лицея НИУ ВШЭ

Обзор НИУ ВШЭ: мнение лицеистов, студентов и преподавателей

Полина, студентка 2 курса Московского Политехнического университета (Высшая школа печати и медиаиндустрии, ОП «Журналистика»), выпускница лицея НИУ ВШЭ

Почему ты выбрала Лицей НИУ ВШЭ? Связано ли это с намерением поступать в Вышку?

В лицей я пошла, потому что хотела уйти из старой школы, что-то изменить в своей жизни и сменить свой типичный десятиминутный маршрут от дома до школы и обратно. В Вышку хотелось, но особо надежд не питала, да и ничего не делала для этого.

Какие ожидания оправдались, какие нет и почему?

Получила ли я желанную свободу? Да.

Получила ли я коллектив, о котором мечтала? Нет. Ну если в ваших мечтах коллектив состоит из 50 девочек и 1 мальчика, который и то не с тобой в группе, то, может, вам будет ок. Мне было тяжело.

Чем Лицей НИУ ВШЭ отличается от других школ?

Лицей – это много понтов, в первую очередь, среди учеников. Богатенькие девочки и мальчики со всей Москвы в дорогих одеждах и с неограниченными карманными деньгами.

Но вот преподаватели лицея – это лучшее, что со мной было. Я любила абсолютно все предметы, за исключением математики, хотя даже по ней преподавательница была потрясающая. Молодые и амбициозные преподы, которые отошли от советского метода и системы преподавания.

Думаю, Лицей НИУ ВШЭ дал мне больше знаний, чем я получила за всю оставшуюся жизнь. Не было никакого гнобления, какое бывает в обычных школах.

Ну а ещё здания в центре Москвы, соответственно, инфраструктура вокруг сильно отличается. У нас хотя бы была возможность выйти на перерыве купить кофе.

Что тебе дал Лицей НИУ ВШЭ? За что ты больше всего благодарна времени, проведенном в его стенах?

Как я уже сказала, лицей дал мне свободу, знания, и умение прогуливать пары и не получать люлей (чем я активно пользуюсь сейчас).

Я благодарна возможности быть предоставленной самой себе.

Думаю, можно сказать, что я поступила в универ на 2 года раньше остальных. Честно сказать, в универе свободы у меня на первом курсе было меньше, чем в те два года.

Какой совет ты бы дала человеку, который решит поступать в Лицей / будущему лицеисту НИУ ВШЭ?

Совет один – не трать себя попусту.

Лицей НИУ ВШЭ даёт возможность изучать то, что хочешь именно ты, ну так воспользуйся этим. Возьми минимум математики, но максимум психологии, прогуливай ненужные пары и не бойся последствий (отходи минимум и бог с ними). Но на то, что тебе интересно – ходи, читай, изучай, бери допы, разговаривай с преподами. Другого такого шанса наши консервативные вузы уже не дадут.


Мнение студента журфака НИУ ВШЭ

Обзор НИУ ВШЭ: мнение лицеистов, студентов и преподавателей

Сергей, студент 4 курса НИУ ВШЭ, ОП «Журналистика»

Почему ты выбрал журфак НИУ ВШЭ, а не МГУ? В чем основное отличие, на твой взгляд?

Я мало знал о журфаке Вышки, когда подавал документы, хотя до этого ездил на Летнюю школу и что-то читал на сайте программы. Но на тот момент я уже имел достаточное представление о НИУ ВШЭ как об университете – и о МГУ тоже. На основе этих представлений я и сделал свой выбор в пользу Вышки.

Речь здесь об отношении к студентам, относительной независимости университета, преподавательском составе и так далее.

Я не могу сказать, в чем состоят конкретные отличия: я никогда не был на журфаке МГУ, какие-то вещи знаю понаслышке, и только. Мне тем не менее доводилось иметь дело с МГУ пару раз за время обучения, и в каждом случае я сталкивался с беспричинным хамством, бюрократическим маразмом и просто наплевательским отношением. Часто говорят, что журфак НИУ ВШЭ более ориентирован на практику, чем МГУ, и, наверное, в этом есть доля правды, и в теории я бы сказал, что это однозначный плюс для Вышки.

На практике, к сожалению, это означает абсолютное отсутствие у студентов фундаментальных знаний и в то же время слабое владение реальными журналистскими навыками: нас учат всему по чуть-чуть, но ничему толком.

По итогу получается, действительно, типичный журналист – jack of all trades and master of none.

Многие, что уже совершенно смешно, даже писать к концу четвертого курса не выучиваются.  

Отучившись почти 4 года, чувствуешь ли ты благодарность за время, проведенное здесь? Какие ожидания оправдались, а что так и не сбылось?

Я за многое благодарен университету вообще: за свой майнор, за интересные проекты, за замечательных преподавателей. Но, честно говоря, я рад, что мое время на журфаке заканчивается, и если бы я мог вернуться в прошлое, то после 11 класса, сделал бы другой выбор.

От ожиданий, которые я в то время связывал с журфаком НИУ ВШЭ, после первого курса не осталось ничего. Я думал, что в Вышке будет жёстко, сложно, что у меня не будет свободного времени, что я буду целыми днями писать и читать. И мне очень хотелось, чтобы было так: я люблю учиться, а одиннадцатый класс был таким бестолковым, что мне не терпелось заняться чем-то осмысленным и серьёзным.

На первом курсе я всё ждал, когда уже “начнётся” – но так и не началось.

Помню, что на одном “практическом” предмете мы за целый модуль (по-школьному – за четверть) написали всего две новостные заметки. Это 6 абзацев за 2 месяца. Преподаватель либо отпускал нас со своих пар пораньше, либо откровенно убивал время. Это было просто чудовищно – у меня до сих пор в голове не укладывается, как эти люди работают в одном из лучших вузов страны.

В будущие годы такого было много – к сожалению, в этом плане журфак Вышки не перестал удивлять и на четвёртом курсе. В общем, времени у меня всегда хватало и на учебу, и на работу, и на личную жизнь – грех жаловаться, конечно, и всё же... 

Какие перспективы студента журфака НИУ ВШЭ ты можешь выделить? Востребована ли сейчас эта профессия, на твой взгляд?

По-моему, сейчас спрос на журналистов в стране примерно такой же, как и в последние лет десять: не очень высокий, но талантливые люди находят себе хорошую работу.

У нас на факультете все работают уже на 1-2 курсах, и почти всегда плюс-минус по специальности. Ребята заранее начинают строить карьеру – и у большинства получается.

Многие мои однокурсники уже сейчас работают в крупных СМИ и неплохо зарабатывают, так что перспективы, на мой взгляд, у журфака хорошие: он дает не только какие-никакие опыт и знания, но и связи, а это гораздо важнее в этой сфере.

Какие основные полезные навыки ты получил, обучаясь на журфаке НИУ ВШЭ?

Во-первых, благодаря журфаку и Вышке вообще я научился критически мыслить, да и вообще мыслить, видеть главное. Это мне помогает сегодня везде и всегда.

Во-вторых, я научился общаться с людьми: находить подход, эффективно выстраивать коммуникацию, слушать и понимать.

И в-третьих, пожалуй, я кое-как подружился с аудио- и видеомонтажом: профессионалом себя не назову, но небольшие телесюжеты или подкасты качественно собрать смогу. 

Что нужно знать абитуриенту НИУ ВШЭ при поступлении на твой факультет?

Для начала абитуриенту просто нужно подумать о том, что значит учиться четыре года на факультете журналистики. Наш бакалавриат – это дутая величина, или, как любит говорить моя подруга, большая имитация: имитация обучения, имитация занятости, иногда имитация смысла.

Здесь, по большому счету, нечего делать столько лет, и если из программы вычесть “общие предметы”, то всю ее можно будет легко и безболезненно уложить в один семестр.

Абитуриент НИУ ВШЭ должен понимать, что выбор между филологией и журналистикой – иллюзорный: если вам нравится литература, вы любите читать книжки – к журналистике это не имеет никакого отношения.

Абитуриенту нужно знать, что на журфаке НИУ ВШЭ учат “как”, но не учат “что”: выйти отсюда политическим обозревателем или кинокритиком просто невозможно, для этого нужно идти на политологию или культурологию.

Отсюда вы в норме выходите телерепортером, новостником, может, сммщиком. Вы знаете, куда нажимать, чтобы камера снимала, как собирать сайты на вордпрессе и что заголовок газетной статьи важнее её содержания. Но вы не можете – не имеете права – называть себя экспертом в чем бы то ни было.

Чем занимается студент журфака НИУ ВШЭ во внеучебное время? Есть ли у тебя уже какой-то опыт работы?

Я шеф-редактор радио 4’33 FM: мы записываем подкасты о современной музыке, берём интервью, пишем рецензии. Это небольшой проект, но очень для меня важный: я практически простился с идеей найти работу музыкального журналиста, потому что в них нигде не нуждаются, да и в общем эта эпоха закончилась, так что это для меня своеобразная отдушина.

А ещё я сейчас прохожу практику по специальности в “Спортбоксе”, пишу там о футболе. Может, удастся закрепиться. 

Во внеучебное время я работаю: преподаю углубленную литературу в школе, ассистирую на кафедре, модерирую университетский онлайн-курс, беру разные парт-таймы по возможности…

Развлекаться я хожу не очень часто, потому что по природе домосед, но на отдых, как я уже говорил, время всегда есть. 


Мнение выпускников бакалавриата и магистрантов НИУ ВШЭ

Обзор НИУ ВШЭ: мнение лицеистов, студентов и преподавателей

Алена, выпускница бакалавриата НИУ ВШЭ (ОП «Экономика»), студентка 1 курса магистратуры НИУ ВШЭ (ОП «Прикладная экономика»)

Юрий, выпускник бакалавриата НИУ ВШЭ (ОП «Экономика»), студент 1 курса магистратуры НИУ ВШЭ (ОП «Финансовый инжиниринг»)

Ребята вместе учились в одной группе с первого курса, с июня 2019 года женаты.

Как поступали на экономический факультет? Что необходимо будущему студенту НИУ ВШЭзнать о поступлении?

А: Я поступала на экономический факультет по олимпиаде. Старалась пройти на все, участвовала в последнем этапе Всероссийской олимпиады (к сожалению, неудачно). В итоге поступила по «Высшей пробе» (олимпиада, которую проводит НИУ ВШЭ) на бюджет.  Нужно сказать, что участие в олимпиадах требовало наличия репетитора. Я не знаю никого, кто успешно проходил этапы Всероса и не брал дополнительные часы у преподавателей: даже в школах с углублением в экономику.

Конечно, можно поступать и по ЕГЭ, здесь кому как удобно. Но это уже от человека зависит. Тем, кто как я плохо справляется с ЕГЭшными тестами, советую олимпиады.

К тому же, есть при определенных баллах дают скидки или бонусы к поступлению, лишним не будет.

И начинайте готовиться лучше класса с десятого! Вообще, конкуренция на поступление очень большая, особенно последние годы. Так что нужно взвешивать риски.

Ю: Поступал по ЕГЭ, прошел на бюджет по нижней границе. Изначально, кстати, хотел на «Мировую экономику», и предполагал, что буду учиться на коммерции со скидкой, но потом увидел свои баллы и все само собой разрешилось. Как выяснилось позже, эконом ничуть не хуже мирэка, а порой даже лучше, а более низкий порог баллов для бюджета обусловлен в разы большим количеством бюджетных мест.

В принципе, на сайте приёмки написано досконально всё, что нужно знать о поступлении и процессе подачи документов, поэтому тут без комментариев.

Существует ли для вас понятие «вышкинец»?

А: НИУ ВШЭ – это, с моей точки зрения, достаточно своеобразная экосистема.

Даже учитывая количество направлений, филиалов и студентов в целом, мы все играем по определенным правилам, которые установлены Вышкой. И в сравнении с другими образовательными учреждениями, эти правила действительно необычны.

Система курсов по выбору, накопительные оценки и количество сессий, красная кнопка, студенческий совет и так далее. А когда человек как минимум четыре года играет по таким правилам, формируя свое юношеское мировоззрение, он конечно перенимает какие-то принципы.

Хотя мы все очень разные и нас очень много, мы, несомненно, чем-то общим отличаемся от других студентов. А главное, что общество уже делится на «вышкинцев» и остальных. 

Отучившись в институте и наткнувшись на другого выпускника НИУ ВШЭ, мы встречаем поддержку и расположение уже с порога, в какую бы дверь не вошли. А дальше, конечно, нужно и себя показать…

Ю: Да, безусловно.

Это бренд, это отражение динамичной среды, в которой ты получал образование – среды, в которой люди большей своей частью не сидят на месте и постоянно стремятся к развитию: кто-то учится с утра до ночи, кто-то работает, кто-то развивает свои проекты.

В такой среде и ты начинаешь тянуться за этими людьми и развиваться, так или иначе.

Какие основные плюсы и минусы НИУ ВШЭ (как образовательной организации) можно выделить? Оправдались ли ожидания?

А: Основной плюс – культура и сообщество, которое формируется в рамках университета. Если угодно, социальные связи. Сегодня можно всему научиться в интернете: я, конечно, утрирую, но очень усердный человек получит нудные практические знания где угодно. Система Вышки, возможно, более эффективна (а где-то, может, и менее), но это не главное.

Основное – люди, которых ВШЭ собирает, и человеческий капитал, который она аккумулирует.

Остальные плюсы в виде классных преподавателей, интересных курсов, привилегий, мероприятий от НИУ ВШЭ – это все тоже здорово, но субъективно.

Основные минусы… Такая большая система не может быть совершенной, это просто невозможно. Бывает, преподаватель плохой, или курс не очень продуман. Чувствуешь, что тратишь время впустую иногда.

Но и в других местах это есть, и, скорее всего, даже больше. Другое дело, в НИУ ВШЭ достаточно сложно работать и учиться: работа не является оправданием промахов в учебе. Работа не приветствуется или не поддерживается (как минимум), поэтому проблема расстановки приоритетов всех ждет достаточно рано. По крайней мере, так было на экономе. 

Я не думаю, что ждала от НИУ ВШЭ чего-то конкретного. Я знала, что это очень престижное заведение и если в экономику – то туда. В МГУ я тоже поступила, но не пошла: они показались мне слишком консервативными и медлительными какими-то.

От НИУ ВШЭ я ждала прогрессивности, инновационных подходов, открытости к диалогу. Это все оправдалось.

Ю: Необходимо сказать, что в НИУ ВШЭ ощущается дух свободы, который проявляется во многих мелочах: выбор собственной траектории обучения, проектов; нет лекций про патриотизм и загнивающий Запад, на которые гонят палками в некоторых других вузах под угрозой дисциплинарных взысканий и проблем с учебой; возможность посещать вообще любые лекции в университете, если есть желание; относительно молодые, но профессиональные, преподаватели и т.п.

Ну и, конечно, это возможность влиять на сам ход образовательного процесса: красная кнопка для обращений в администрацию, студенческий совет и прочее. На втором курсе у меня, к примеру, был один предмет, который шел в течение 1 семестра, но преподавался весьма плохо – точнее, то, что было заявлено, разнилось с тем, что имело место на самом деле. Я инициировал сбор подписей от слушателей курса в адрес администрации с просьбой о реорганизации курса, собрал порядка 250 подписей – на следующий год курс уже был реорганизован после разбирательства. Я чувствую, что что-то оставил после себя.

Разумеется, не всё настолько безоблачно, и зачастую красная кнопка не приносит должного эффекта. Помимо этого, есть прочие мелкие, но раздражающие вещи, которые, впрочем, не настолько критичны. Ну и надо понимать, что и тут иногда встречаются некомпетентные преподаватели, либо же курс устроен так, что это аукцион невиданной щедрости. Но это, скорее, исключение, и в целом Вышка держит уровень качественного образования.

Почему решили продолжить обучение в магистратуре?

А: Очень многие после бакалавриата ушли работать с вполне весомым аргументом: практика дороже теории.

За два года можно научиться гораздо большему на рабочем месте, чем за партой, и в чем-то они правы. Но есть и другие мнения.

  • Корочка, как ни прискорбно, все равно что-то решает. Не сейчас, так через десять лет продвижения по карьерной лестнице она послужит аргументом очередного назначения на должность (по крайней мере, такая вероятность есть). И здесь, конечно, много споров. Не во всех отраслях это так, и не факт, что это вообще так. Но мнение есть, стоит учитывать.
  • Для парней актуален вопрос с армией (но про это не мне рассуждать).
  • За 4 года экономического факультета все равно невозможно успеть все. Сейчас экономика как наука очень обширна, и изучить все важные курсы даже в рамках какого-то одного направления за 4 года невозможно. Здесь можно вернуться к первому аргументу: догонишься на работе. Но и это не всегда так. 
  • Ну и последнее, мое любимое: связи. Этот аргумент не может идти автономно и его стоит рассматривать как дополнительный бонус. Но что нас ждет на работе? Ограниченный круг коллег и развитие по одному направлению. Дополнительные два года учебы, если вы можете себе позволить такую роскошь, – это дополнительные знакомства (очень полезные или просто приятные) и возможность определиться для тех, кто не уверен в своих желаниях. Четыре года для кого-то окажутся недостаточными, чтобы с уверенностью сказать «хочу заниматься вот этим!». Может вы начнете учиться дальше и поймете, что способны на большее или вообще на что-то новое. На работе от вас требуют результат. В институте – роста. 

В Вышке легко найти «своих» людей? Или ваша встреча могла бы произойти где угодно? 

А: Как я уже и говорила, аккумулирование человеческого капитала – вышкинский конек. И конечно, раз мы все здесь, у нас, вероятно, больше общего друг с другом, чем с рандомным человеком с улицы. Но это скорее про круг общения, чем про отношения в паре.

Не всегда люди, с которыми мы учимся или работаем, – это те, кого мы хотим обнимать, приходя домой. Друзей здесь можно найти точно. Но за отношения – не ручаюсь. Просто у меня с моим мужем так вышло. Скорее, это мы сами виноваты, а не Вышка.

Ю: Если ты сам привык всегда расти, то Вышка – то, что надо. Плохие/ленивые/безалаберные люди есть везде, но в НИУ ВШЭ их пропорция просто меньше. Поэтому, изначально попадая в среду преимущественно достойных людей, твои шансы найти "своего" человека растут сами собой.

Что больше всего запомнилось из обучения в бакалавриате НИУ ВШЭ?

А: Из обучения – несколько непростых курсов, преподаватели которых сейчас вызывают очень теплые эмоции. Это удивительное умение: делать курс сложным и одновременно интересным; выжимать из студентов все соки и заставлять полыхать от гордости за каждый сданный дедлайн (не списанный или накаляканный, а вымученный). Не все со мной согласятся, для некоторых те предметы были бесполезным мучением. Но я ужасно привязываюсь к таким преподавателям. Это здорово, когда такое есть. 

Ю: За 4 года сложно выделить что-то одно, поскольку много чего успевает произойти.

Какие профессиональные перспективы дает экономический факультет НИУ ВШЭ?

А: Как я уже говорила, направлений куча. Можно пойти в науку дальше, можно сразу устраиваться на работу, причем даже без применения каких-то специфических знаний из микроэкономики или финансовых предметов.

Если вы 4 года использовали PointExcel и развили стрессоустойчивость – безработными не останетесь.

А дальше – зависит от степени амбиций и удачно выбранных курсов по выбору. Можно пойти в финансы, консалтинг, бизнес-аналитику (самые популярные направления). Можно вообще подумать и поступить в магистратуру на менеджмент, маркетинг, урбанистику и т.д. Там действительно набирают с эконома, и очень активно.

Только начинайте готовиться заранее: портфолио за месяц набрать не удастся. В общем, направлений много. Два напутствия: 1) не забывайте, что есть много вариантов; 2) не заблудитесь в их количестве!

Ю: Как мне сказал ещё в 11 классе на дне открытых дверей академруководитель программы К.А. Букин: «На экономе достаточно широк круг изучаемых дисциплин. Это своего рода бронепоезд, после которого можно идти и в реальный сектор, и в науку, и ещё много куда». Не обманул.


Мнение выпускницы бакалавриата и магистратуры НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде

Обзор НИУ ВШЭ: мнение лицеистов, студентов и преподавателей

Александрина, выпускница бакалавриата НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде (факультет «Менеджмент», профиль «Управление человеческими ресурсами») и магистратуры НИУ ВШЭ НН (факультет «Менеджмент», профиль «Маркетинг»).

Зачем ты шла в магистратуру?

В конце 2-го курса бакалавриата (это был первый год после распределения на профили) я поняла, что human resources – это не совсем мое и дальше я хочу идти в маркетинг и по работе, и по учебе, но не было уже возможности перевестись. Поэтому решила входить в это через опыт работы и через магистратуру. То есть на момент поступления у меня уже был опыт работы в маркетинговом агентстве.

В целом я пошла в магистратуру НИУ ВШЭ НН, так как мне была очень интересна эта сфера и потому что я была наслышана о том, как у нас в магистратуре классно, насколько это практико-ориентированно и насколько реально интересные, полезные занятия.

К тому же, я заранее знала о том, что будет возможность поехать учиться в Италию по обмену, чего я, конечно, очень хотела. У нижегородской Вышки, именно у программы «Маркетинг», заключен договор с университетом Тушии в Италии о том, что студенты НИУ ВШЭ могут поехать на 2 курс обучения в магистратуре туда и закончить обучение там. И получить 2 диплома магистратуры – один вышкинский, другой итальянский.

Отучившись в бакалавриате и магистратуре НИУ ВШЭ, можешь ли сейчас сказать, какие ожидания оправдались, а какие не совпали с реальностью?

Когда я шла в бакалавриат НИУ ВШЭ, то не имела особых ожиданий, потому что ты приходишь туда зеленый, вообще не понимаешь, что там будет. Вроде как сейчас тебя будут учить, а как конкретно будет выстраиваться процесс – не очень понятно. 

Но в целом мне всегда нравилось в Вышке то, что подход более персонализированный, душевный, чем в других вузах. И практико-ориентированный.

Магистратура в НИУ ВШЭ НН была супер, она понравилась мне больше, чем бакалавриат. И не только потому, что я по обмену съездила в Италию, но еще потому, что в бакалавриате, конечно, очень много теории, каких-то предметов, которые никогда тебе не пригодятся.

В магистратуре все намного более точечное и практико-ориентированное; учеба строится на реальных кейсах: к нам приходили практики из компаний или предприниматели, которые рассказывали нам про свою деятельность и давали какие-то задачи, связанные с ней.

Cвои первые работы, когда я училась еще в НИУ ВШЭ, я находила с помощью университета. Это были какие-то объявления на вышкинских порталах, или афиши внутри вуза о приеме на стажировку. Или наш академический руководитель советовал нам какие-то места работы.

То есть Вышка помогала набираться первого рабочего опыта, пока ты еще учишься.

Дает ли Вышка действительно необходимые знания для получения профессии или диплом НИУ ВШЭ – это просто «корочка»? Что скорее помогло при устройстве на работу?

Необходимые для работы знания дает магистратура НИУ ВШЭ, в бакалавриате ты получаешь более общие знания.

Я думаю, что диплом Вышки – это точно не корочка, потому что даже если тебе не пригодятся предметные знания, ты познакомишься с кучей интересных и полезных людей, которые не только могут стать твоими друзьями, но и могут помочь развиваться в карьере.

Но в устройстве на работу мне скорее помог предыдущий опыт, а не Вышка.

НИУ ВШЭ дает знания для профессии, уже после бакалавриата у тебя есть багаж навыков и знаний, особенно если ты совмещаешь это с работой, которые тебе пригодятся в будущем в профессии. Особенно я могу говорить про магистратуру маркетинга – там ты получаешь действительно максимально приближенные к реальной работе знания, потому что непосредственно работаешь над настоящими кейсами.

Например, мы делали кейсы с бизнес-проблемами для сети отелей Marriott в Нижнем Новгороде, для музея современного искусства «Арсенал» и для еще нескольких компаний. 

То есть даже если ты потом пойдешь не по профессии, то у тебя каким-то образом поменяется образ мышления, потому что вокруг очень много классных, интересных, амбициозных, целеустремленных людей, которые могут не только стать твоими друзьями, но и помочь тебе в карьере.

В чем заключается основное отличие учебы в НИУ ВШЭ от остальных вузов, на твой взгляд? 

  1.  Отношения «преподаватель-студент». У нас они на одном уровне, в других вузах я часто слышала истории, когда преподаватели относились к студентам как к глупым маленьким детям. У нас такого никогда не было, мы всегда чувствовали себя на равных, в хорошем смысле.
  2.  Обилие проектной работы и выстраивание учебы таким образом, чтобы это было не просто чтение книжек и лекций, а работа над какими-то проектами, реальными кейсами. Плюс очень много групповой работы.
  3.  Прогрессивность взглядов как самой Вышки, так и преподавателей.
  4.  Очень много молодых преподавателей. Опять же, в других вузах чаще встречаются преподаватели старой закалки.
  5.  Приглашение каких-то сторонних спикеров на лекции, людей из профессиональной индустрии.
  6.  В Вышке с вниманием относятся к потребностям студентов и понимают, что уже на 4 курсе многие начинают работать. Занятий уже не так много, как было на 1-2 курсах, магистратура у нас только вечерняя (именно по времени), потому что преподаватели понимают и поощряют работу студентов.

Какими активностями дает возможность заниматься НИУ ВШЭ во внеучебное время? Что дала тебе Вышка помимо знаний?

Очень многими активностями можно заниматься в Вышке во внеучебное время. Сама я состояла в 2 клубах.

Первым был педагогический-студенческий отряд, я ездила вместе с вышкинскими вожатыми в детские лагеря. Второй клуб – party time, в котором мы организовывали различные интересные мероприятия для студентов НИУ ВШЭ НН.

Вышка дала мне много всего помимо знаний – определенное мировозрение, которое формируется и преподавателями, и тем, как ведется обучение, и студентами, которые находятся вокруг меня.

Она дала мне очень много хороших друзей, с которыми я общаюсь прямо сейчас; опыт работы, хорошие карьерные возможности. Вышка дала мне потрясающий и неповторимый опыт обучения и жизни в Италии. 


Мнение преподавателя НИУ ВШЭ

Обзор НИУ ВШЭ: мнение лицеистов, студентов и преподавателей

Елена, руководитель департамента общей и прикладной филологии, факультет гуманитарных наук, профессор

Вы являлись руководителем Школы филологии НИУ ВШЭ несколько лет практически с ее основания. Как возникла идея создать эту Школу и что легло в ее основу?

Если уж говорить об истории идей, то надо уточнить, что мысли создать отдельную школу не было. Все происходило иначе. История растянулась на 18 лет.

В 2002 году ректор НИУ ВШЭ Ярослав Иванович Кузьминов пригласил меня открыть кафедру и собрать коллектив. Одно вырастало из другого. И я вижу последовательную линию.

Это была кафедра словесности на Отделении деловой и политической журналистики. Такое самостоятельное отделение существовало на факультете политологии в Вышке. Филология в НИУ ВШЭ началась именно с создания этой кафедры, на которой работали литературоведы и лингвисты.

Эта конструкция себя оправдала, и в 2011 году спустя 9 лет ректор НИУ ВШЭ поддержал предложение открыть факультет филологии с двумя самостоятельными, но взаимооплодотворяющими друг друга направлениями – филологическим и лингвистическим. Факультет существовал 4 года. За это время сформировались и окрепли программы. 

Как всегда, жизнь оказалась сложнее. В силу организационных причин и крупных реформ в Вышке в 2015 году возникли большие факультеты. Такое новообразование – мегафакультет гуманитарных наук – включил в свой состав традиционные факультеты – филологический, исторический, философский. Отдельные факультеты стали называться школами.

Но на этом преобразования не остановились. В 2019 году Школа филологии породила два самостоятельных департамента: департамент истории и теории литературы и другой, которым руковожу я, департамент общей и прикладной филологии. Эти изменения, казалось бы, носят внутренний характер. Но на самом деле, конечно, за этим стоят поиски того, что есть филологическое образование в современном мире, когда границы между дисциплинами условны.

Современная филология расширяет области исследования, которые филологи называют «своими», даже если это означает отказ от классики. Поэтому филология сегодня не может существовать без опоры на современное гуманитарное знание, в основе которого лежит дискурсивная и даже нарративная революция. 

Что ждут от студента филфака НИУ ВШЭ в долгосрочной перспективе? Чему он должен научиться за четыре года?

Я думаю, что студент филфака должен уметь работать с этим многообразием языков – художественной литературы, fiction, публицистики, медиа, non-fiction.

Студент филфака НИУ ВШЭ должен не просто освоить некоторое количество текстов (большие объемы чтения для филологов никто не отменял, и это конкурентное преимущество  филологов), но использовать свой читательский багаж и опыт понимания   в практической работе – неважно, редакторской, журналисткой, переводческой, образовательной.  

В чем заключается основное отличие работы в НИУ ВШЭ от остальных вузов, на Ваш взгляд?

Я думаю, что не только филология в Вышке отличается от филологии в других вузах. В целом принципы обучения здесь другие.

Основные отличия заключаются в гораздо большем выборе траекторий, индивидуальных возможностей, свободе включения в исследовательские проекты, которые ведут преподаватели. Да и в целом динамичность событий очень высокая.  

Какие возможности дает НИУ ВШЭ для будущего развития и на настоящий момент?

Мне кажется, любая образовательная программа старается как можно интенсивней подключить потенциальных партнеров, работодателей, познакомить их со студентами.

В ходе конференций, летних практик и школ, экспедиций студенты НИУ ВШЭ могут уже во время обучения представить тот ландшафт востребованности, где они могли бы пригодиться и им было бы интересно попробовать свои силы. Кроме того, насыщенность зарубежных связей, стажировки, межуниверситетские обмены, программы двойных дипломов – все это тоже "окошки" в другую культуру, что очень полезно для студентов.

Что бы Вы посоветовали выпускнику филологического факультета НИУ ВШЭ: продолжить обучение или же попытаться найти свое призвание в процессе работы?

Я бы посоветовала как можно раньше пробовать свои силы в профессии.

Но выбор места работы – непростая вещь. Все-таки работа должна отвечать специальности, которая осваивается в вузе. Надо рассчитать свое время и силы, чтобы не упустить главное. Только в этом случае "холодное" университетское теоретическое знание может стать "горячим". 

Поступать в НИУ ВШЭ или выбрать другой вуз – вопрос сложный, но помните, что «вышкинец»  это по любви, а Вышка – на всю жизнь. Вы можете уйти из Вышки или окончить ее, но избавиться от навыков, полученных там, от знакомых и связей, накопленных за несколько лет или за долгие годы, практически невозможно.

Кстати, пообщаться с представителями Вышки можно будет зимой 2020 года на образовательной выставке «Навигатор поступления».

Читайте также:

Получите материал на почту и вернитесь к нему позже.
 
Поделиться
2


Комментарии

Или воспользуйтесь своим аккаунтом
Отправить
Что думают о Вышке лицеисты, студенты и преподаватели? ВУЗЫ И КОЛЛЕДЖИ,Интервью http://propostuplenie.ru/images/navigator-data-1920x640_8/article/Obzor-VShE-dlya-abiturientov_-studentov-i-vsekh-ostalnykh-16kh9-min_(1).jpg http://propostuplenie.ru/images/navigator-data-1920x640_8/article/Obzor-VShE-dlya-abiturientov_-studentov-i-vsekh-ostalnykh-16kh9-min_(1).jpg Русский от 16 до 18 лет