- Делай домашку, иначе за четверть выйдет «трояк».
- Готовься к экзаменам, а то не поступишь в приличный вуз.
- Стремись, старайся, зубри, делай, ведь в плохом случае…
Кажется, что учителя и родители имеют КМС по подливанию масла в огонь. Кажется, что у всех вокруг все схвачено, и только у тебя — хаос, разброд и шатания. Как тут не потерять мотивацию и всякое желание учиться? Сегодня разберемся, как наш мозг воспринимает неудачи, и как можно обернуть их себе на пользу.
Содержание статьи
Неудачам можно научиться
50 лет назад в ходе экспериментов над собаками американский психолог Селигман открыл явление выученной беспомощности. Вот какой там был эксперимент.
Смотрите психологический эксперимент по выученной беспомощности, если лень читать про собак.
Селигман пришел к выводу, что собаки из второй группы усвоили, что их действия не влияют на результат, а потому перестали бороться и смирились. Так и с людьми: если вам долго не позволяли делать то, что хочется, у вас возникает вечная пассивность и стойкая вера в собственную неудачу.
Знай свою установку
Если бы Кэрол Дуэк — один из мировых экспертов по мотивации — поговорила с тобой, она бы определила твой тип Установки, которой ты объясняешь явления твоей жизни. Их всего две.
- Люди с установкой на данность считают, что их ум, таланты и навыки — это врожденные, фиксированные черты. Для таких людей важно подтверждение того, что они могут, умеют, знают. Их бросает в пот от мысли, что кто-то может раскусить, что они на что-то не способны. Ошибка для таких людей — конец света.
- Люди с установкой на рост относятся к жизни по-другому. Для них ошибка — это информация к размышлению, а провал — повод попробовать снова. Они считают, что могут научиться всему, и ошибки на этом пути — естественные явления.
Профессор Дуэк говорит, что на установку особенно влияет то, как в детстве нас хвалят за успехи. Например, когда ребенок хорошо написал контрольную, он слышит от родителей: «Ты молодец, ты очень умный!» — это способствует развитию установки на данность. А в другом случае, например, ребенок участвовал в олимпиаде, но не победил. Родители говорят ему: «Ничего страшного, что ты не победил. Молодец, что попробовал! В следующий раз получится!» — это фундамент установки на развитие.
Экспресс-тест на твой тип установки
Вспомни себя и определи к какой категории людей ты относишься.
Тип людей 1. Когда менять что-то не получается, ты обычно говоришь «я — тупой», «как всегда не везет», «это не моё», «точные науки не для меня» и пр. Обычно после неудачной попытки что-то сделать, ты откладываешь дело в долгий ящик. Если что-то пошло не по твоему плану, ты расстраиваешься и миришься с тем, что есть.
Тип людей 2. Когда менять что-то не получается, ты обычно говоришь «в этот раз не получилось» («в другой раз может получиться»), «надо было больше готовиться» (=«в следующий раз подготовлюсь лучше»). Неудачная попытка только подначивает тебя пробовать другой способ. Ты готов мириться с ситуацией, в которой тебе плохо.
Расшифровка
Первый тип людей живут с установкой на данность. К сожалению, у таких людей сформирована выученная беспомощность – то есть привычка молча терпеть жизненные испытания, как собаки из эксперимента Селигмана. Второй же тип людей – запрограммированные на успех.
Секрет в том, что они смотрят на мир через позитив, верят в лучшее, не делают из мухи слона. Начните замечать стихийность ситуации: сегодня не срослось, но в следующий раз при других обстоятельствах все получится.
Сложность в том, что следить за своими мыслями очень непросто. Если мы уже выработали установку на данность, то придется прилагать усилия, чтобы сменить ее на установку на рост. И все же попытаться стоит, верно? (кстати, это пример установки на рост.)
Запрограммируй себя на успех
Каждый человек в течение жизни сталкивается с плохими и хорошими событиями. Статистика говорит, что в большинстве случаев хорошего и плохого происходит поровну. Но человеческий мозг устроен так, что мы лучше запоминаем плохое.
Чтобы не погрязнуть в негативных мыслях, практикуй следующую привычку: каждый раз, когда происходит что-то неприятное, начинай придумывать продолжение фразы «ЗАТО….» Например, у тебя «три» за контрольную. Зато это только за контрольную, а не за ОГЭ. И помни, сначала твой мозг будет включать сарказм и подкидывать тебе ядовитые мысли. Первое время нужно больше усилий для программирования мозга.
Оказывается, ошибка — это хорошо
В школе нас научили, что ошибка — это плохо, за это снижают оценку. Это пример установки на данность. Не ошибается тот, кто ничего не делает, помнишь? Во взрослом мире ошибка — это новая информация. Когда ученые раз за разом повторяют эксперименты (например, доказывают какую-нибудь теорему), и раз за разом эксперимент проваливается, они не воспринимают это как неудачу. Так они вычеркивают все неправильное. Да, здорово сразу сказать, что 2+2=4, но иногда сначала приходится выяснить, что это не 5, не 893, не √13 и не ½.
Я не ошибаюсь, я вычеркиваю неправильные варианты.
Почему слова имеют значение
Язык формирует сознание, поэтому, когда мы говорим себе, что не справимся, мозг воспринимает это как руководство к действию: ага, значит не справимся? Ок, понял тебя, шеф, сейчас быстренько все зафейлим.
Отвыкай от привычки думать о чем-то, как о невозможном. Смотришь в учебник, а там ну такой сложный пример, что даже математичка задумается? Ну и что. Перепиши его в тетрадь и начинай медленно рассуждать. Думай о нем, как о вызове: интересно, за сколько времени я его решу?
Немножко шизофрении не помешает
Пришло время поговорить с самими собой. Поспорить с собой. Похвалить себя. Уверены, вы отличный собеседник! Для таких экспериментов подойдут Дневники. Исследования показывают, что привычка вести дневник очень помогает справиться с негативными мыслями. Когда мы думаем о себе, эти мысли звучат как внутренний голос, которому мы доверяем. Когда же мы выписываем свои мысли на бумагу, внутренний голос становится как бы собеседником, и мысли выглядят как диалог (можно даже писать в форме диалога). Тогда у нас возникает желание начать спорить с внутренним критиком, доказывать, что он неправ.
Для тех, кто торопится – суть статьи за 30 секунд
- От нашей установки зависит то, как мы объясняем успехи и неудачи. Стремись развивать установку на развитие.
- Установка на данность может привести к развитию выученной беспомощности.
- Ошибка — не конец света. Относись к ошибкам как к новой информации.
- Следи за мыслями: избегай категоричных обобщений и всегда помни, что, если не получилось сегодня, получится в другой раз.
- Веди дневник и ищи хорошее в каждой ситуации.