Освоить профессию в музыке и стать музыкантом — что может быть романтичнее? Кажется, что это вечные гастроли, фанатки и творчество рекой. Но такое представление слишком условно и не дает четких инструкций. А что станет с музыкой, когда она встретится с ЕГЭ и реальным миром?
В этой статье:
Кто такой музыкант?
Музыкант — это очень широкое понятие для профессий, которые связаны с исполнением и созданием музыкальных произведений. Профессия относится к творческому типу личности.
Музыкальные вузы: как стать музыкантом?
Рассмотрим самые распространенные профессии, связанные с музыкой:
- Композиторы и аранжировщики. Композиторы сочиняют музыку, аранжировщики, в свою очередь, адаптируют музыку для исполнения (например, для одного вокалиста или для целого хора).
- Исполнители музыки. Это большая плеяда музыкантов, включающая не просто певцов и вокалистов, но и исполнителей инструментальной музыки, а также дирижеров.
- Продюсеры и арт-менеджеры. В сфере музыки также можно заниматься менеджментом и организовывать разнообразные концерты и мероприятия.
- Звукорежиссеры. Без этих людей мы не смогли бы нормально смотреть наши любимые сериалы на Нетфликсе или слушать любимых исполнителей.
- Музыкальные критики и обозреватели, педагоги. Этот блок профессий более узких. Критики и обозревали всегда в курсе последних событий в мире музыки и могут разбить в пух и прах новый альбом модного рэпера.
Здесь накопилось уже немало направлений подготовки в вузах и ссузах. Рассмотрим направления для разных ступеней образования: среднее специальное, бакалавриат, специалитет и магистратура.
Специальности среднего профессионального образования из приказа Министерства Образования РФ:
53.02.02 |
Музыкальное искусство эстрады (по видам) |
53.02.03 |
Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) |
53.02.04 |
Вокальное искусство |
53.02.05 |
Сольное и хоровое народное пение |
53.02.06 |
Хоровое дирижирование |
53.02.06 |
Хоровое дирижирование с присвоением квалификаций хормейстер, преподаватель |
53.02.07 |
Теория музыки |
53.02.08 |
Музыкальное звукооператорское мастерство |
53.02.09 |
Театрально-декорационное искусство (по видам) |
Направления подготовки высшего образования из приказа Министерства Образования РФ:
Бакалавриат
53.03.01 |
Музыкальное искусство эстрады |
53.03.02 |
Музыкально-инструментальное искусство |
53.03.03 |
Вокальное искусство |
53.03.04 |
Искусство народного пения |
53.03.05 |
Дирижирование |
53.03.06 |
Музыкознание и музыкально-прикладное искусство |
Специалитет
53.05.01 |
Искусство концертного исполнительства |
53.05.02 |
Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором |
53.05.03 |
Музыкальная звукорежиссура |
53.05.04 |
Музыкально-театральное искусство |
53.05.05 |
Музыковедение |
53.05.06 |
Композиция |
53.05.07 |
Дирижирование военным духовым оркестром |
Магистратура
53.04.01 |
Музыкально-инструментальное искусство |
53.04.02 |
Вокальное искусство |
53.04.03 |
Искусство народного пения |
53.04.04 |
Дирижирование |
53.04.05 |
Искусство |
53.04.06 |
Музыкознание и музыкально-прикладное искусство |
Особенности профессий в музыке
У каждой профессии свои особенности, о которых мы порой имеем излишне романтизированное или стереотипное представление.
Пожалуй, самое главное в музыкальных профессиях:
- Творческие способности/слух. Безусловно, музыкальные профессии доступны не всем, и здесь действительно применимо слово «талант». Музыканты обладают прекрасным слухом, умеют творчески мыслить и эмоционально воспринимать реальность.
- Относительно свободный путь обучения. Также в этой профессии не всегда есть строгий путь обучения, как, например, в военных структурах, однако все же без документа об образовании стать великим дирижером сложно.
- Наличие разных путей развития. Музыкой можно заниматься в абсолютно разных направлениях, не обязательно только петь или играть на инструментах. Многие музыканты перенаправляли свое творчество, например, в преподавание музыки или другие сферы.
Плюсы
- Постоянный процесс творчества. Музыка – это занятие творческое, интересное и активное. Для многих это плюс, возможность всегда быть в процессе создания новой музыки или написания очередного хита.
- Возможность добиться высокой результативности и успеха на музыкальном поприще. В музыкальной сфере нет четко определенных карьерных ступеней, все может сложиться достаточно стихийно, и слава быстро настигнет начинающего артиста.
- Активный стиль жизни, знакомства. Тусовка, людей причастных к музыке, большая и очень интересная. Это особенно полезно для начинающего артиста.
Минусы
- Нет стабильности в заработке. Чаще всего музыкальные профессии не устойчивы на рынке труда сильно зависят от популярности артиста и от восприятия его публикой.
- Творческие кризисы и неактивные периоды. Порой эмоциональны запас заканчивается и черпать энергию неоткуда. Здесь важно поддерживать себя и не давать скатиться в кризис творчества.
- Сложно организовывать себя и свою карьеру. Не все артисты могут позволить себе услуги профессиональных агентов, поэтому приходится самим договариваться обо всех сопутствующих концертам вещах. Порой это также очень затратно и нелегко.
Где получить высшее или среднее музыкальное образование?
Учебных заведений много, укажем самые популярные музыкальные вузы Москвы:
- МГК им. Чайковского
- РГУ им. А. Н. Косыгина
- Российская государственная специализированная академия искусств
- МГИМ им. Шнитке
- РАМ им. Гнесиных («Гнесинка»)
Остальные музыкальные учебные заведения можно посмотреть на сайте "Навигатор Поступления".
Поступление в музыкальный вуз
Итак, если вы все же решили связать свой профессиональный путь с музыкой, то выбор перед вами открывается большой: и направлений много, и вузов. Везде свои требования.
Вариации ЕГЭ в зависимости от вуза
- Русский язык;
- Обществознание (в некоторых вузах);
- Литература (в некоторых вузах).
Творческое/профессиональное испытание в вузе
Для музыкального направления естественно наличие дополнительного экзамена, который оценивает способности абитуриентов. Каждый вуз здесь устанавливает свои правила, регламентируемые приемной комиссией. Рекомендуем ознакомиться с ними заранее на сайте приемной комиссии и готовиться по рекомендуемой вузом программе.
Например, в Консерватории имени Чайковского следующие испытания:
Раздел «Приёмная комиссия»
Поступление в музыкальный вуз по олимпиаде
Есть еще возможность попасть в музыкальный вуз мечты — поучаствовать в олимпиадах из перечня Министерства Образования:
Провидится Нижегородской Государственной Консерваторией им. М.И. Глинки. На сайте консерватории можно почитать об олимпиаде. Ее результаты учитываются при поступлении в вузы, однако регламентируется каждым вузом в отдельности. По некоторым направлениям победителям олимпиады присуждается 100 баллов по профильному ЕГЭ.
Проводится Саратовская консерватория имени Л.В. Собинова для учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств. Эта олимпиада также учитывается при поступлении, порядок также регламентирует вуз, но возможности приравнять победу к 100 баллам по профильному ЕГЭ нет.