Выпускникам 9-го или 11-го класса часто непросто определиться с тем, как действовать после школы — поступить ли в колледж или в вуз, или вообще взять паузу, чтобы подумать. Нередко у выпускников возникает страх, что сделанный ими выбор сейчас коренным образом отразится на всей жизни. На самом деле путь современных людей всё менее линеен и предсказуем. В этой статье расскажем о разных образовательно-профессиональных траекториях.
Куда пойти после окончания школы
У выпускника школы есть такие варианты:
- пойти в колледж за средним профессиональным образованием;
- поступить в вуз для получения высшего образования;
- пойти в колледж, а затем при желании поступить в вуз;
- пропустить год.
Первая развилка, когда школьник и его родители сталкиваются с необходимостью выбирать, — девятый класс. Можно получить среднее профессиональное образование и пойти работать по специальности, а можно закончить или даже прервать обучение, самостоятельно подготовиться к ЕГЭ и поступить в вуз. То же относится и к выбору в 11 классе. Путь не должен быть линейным — он должен быть вашим.
Почему не стоит бояться делать выбор
Ответ прост — потому что этот выбор можно изменить. Часто можно отыграть назад или, наоборот, получить необходимые компетенции, чтобы скакнуть вперёд. К сожалению, нередко выборы молодых людей обусловлены не их горячим желанием реализовать свой потенциал, а категориями, навязанными извне. «Востребованную ли специальность я выбираю?», «Разве логично после колледжа поступить в вуз, а не пойти работать по специальности и зарабатывать деньги?», «Я пока не знаю чего хочу. Мне нужно сделать паузу. Поймёт ли меня моё окружение?» — эти и другие вопросы могут возникать у молодых людей. Хорошо бы, чтобы эти вопросы сменились более насущными: «В каком деле и сфере я смогу самореализоваться? Что зажигает меня и приносит удовлетворение?»
Новые тенденции в образовании и на рынке труда
Учёные из Института образования ВШЭ исследовали образовательно-профессиональные траектории выпускников вузов и пришли к выводу, что выпускники выбирают нелинейные пути. Всем понятный и общепринятый путь «школа» → «учёба в вузе или колледже» → «работа» потерял актуальность. Нынешние 25-летние зачастую начинают работать, ещё будучи студентами. Граница между учёбой и работой размывается: многие молодые люди делают перерыв в обучении, чередуют постоянную занятость с фрилансом и так далее. Всё это указывает на то, что поиск своего пути у современных молодых людей не прекращается. Схема «из пункта А в пункт Б» больше не отражает действительность. Путь нынешних 25-летних — это извилистая дорога с многочисленными остановками.
Траектории выбора современных молодых людей
Опишем типичные образовательно-карьерные траектории, указанные в исследовании:
Бакалавриат или специалитет + работа
Это первый тип пути. Есть разные его виды. Это и «классический» линейный вариант, актуальный только для 15% молодых людей с высшим образованием. Бакалавриат по окончании школы, отсутствие подработок во время учёбы и постоянная работа после вуза — таков выбранный ими путь. Кстати, как правило, речь идёт о стремлении к карьере в сфере социальных услуг или на госслужбе.
Есть и те, кто выбрал совмещать учебу на старших курсах в вузе с работой. К 25 годам их доход существенно выше сверстников. Многие находят работу в сфере услуг, IT, маркетинге. Посвящают себя работе всецело или же параллельно учатся в магистратуре.
Ещё одна разновидность этого пути — карьерная траектория. Исследователи характеризуют этот выбор скорее как вынужденный. Речь идёт о тех, кто начинает работать с первого курса. Большинство опрошенных (31%) после бакалавриата работает в сфере услуг.
Бакалавриат (специалитет) + магистратура + работа
Согласно исследованию, эту траекторию избирают те, кто строит карьеру в отраслях, требующих высокой квалификации (промышленность, образование). Среди этих молодых людей есть те, кто начал совмещать учёбу с работой ещё в бакалавриате, а также те, кто пришёл к этой необходимости только в магистратуре. К этому же типу траектории относятся те, кто делал перерыв в обучении, не прекращая работать, а затем вернулся в университет.
Нестандартные маршруты
Этот тип траекторий отличается нестабильностью треков опрошенных. Среди них встречаются как те, кто закончил только бакалавриат, так и те, кто продолжил обучение в магистратуре. Однако относительно работы большинство находится в нестабильном положении (фрилансеры, самозанятые). К нетрадиционным маршрутам относят и путь – «колледж» > «бакалавриат» > «постоянная занятость». Их заработки выше, чем у тех, кто ограничился только средним профессиональным образованием.
Траектории выпускников колледжей и вузов очень разнообразны. Кто-то к 25 годам уже несколько лет работает на постоянной должности, а кто-то только заканчивает магистратуру, совмещая с подработкой, и подумывает о новой ступени высшего образования. В современном мире успешность выбранной траектории определяется скорее тем, насколько она способствует самореализации. Свой путь следует искать в согласии с внутренними целями и желаниями.