Современная система образования предлагает разные технологии обучения. Задача учителей — сделать процесс максимально увлекательным для школьников и студентов.
Однако выбор конкретных методов обучения в педагогике — сложная задача, требующая глубокого понимания их сути, возможностей и ограничений. Важно не только знать, какие варианты существуют, но и понимать, где и когда они наиболее эффективны.
В статье мы рассмотрим классификацию методов, проанализируем особенности и дадим рекомендации по использованию современных способов организации учебной деятельности. Это поможет учителям сделать обоснованный выбор оптимальных техник в зависимости от конкретных задач, содержания программы, возрастных и индивидуальных особенностей учеников.
В этой статье:
Что означает этот термин
Метод — это упорядоченный способ взаимодействия учителя и студентов в процессе образования. Другими словами — это конкретные приёмы и действия, с помощью которых решаются образовательные задачи.
От выбора зависит эффективность усвоения учебного материала, развитие познавательных способностей учащихся, их активность и самостоятельность.
Есть много способов, которые классифицируются по трём основным параметрам:
- по источнику передачи, восприятия и получения знаний;
- по характеру познавательной деятельности;
- по степени активности учеников.
Методы, методика, методология, приёмы — в чём разница
Часто эти понятия используются как синонимы, однако между ними существуют важные различия.
Метод — отдельный способ для проведения какой-либо работы. Выступает как инструмент для проведения образовательной программы.
Методика — система правил применения методов для достижения целей. Определяет, какой способ и каким образом лучше применить в конкретной ситуации.
Методология — учение о способах познания и преобразования действительности. Эта наука определяет общую стратегию исследования, обосновывает выбор методов и их сочетание.
Приём — элемент, отдельное действие или операция, направленные на решение частной задачи.
Чтобы было понятнее, разберём эти термины на примере урока:
- Метод — лекция, беседа, дискуссия.
- Методика — алгоритм проведения лекции, структура и логика беседы.
- Методология — теоретические основания выбора способа обучения.
- Приём — постановка проблемного вопроса, использование наглядности, цитирование.
Таким образом, это взаимосвязанные, но не тождественные понятия. Их грамотное применение в совокупности обеспечивает эффективность образовательного процесса.
Несколько вариантов классификации методов обучения
В педагогической практике есть много классификаций, основанных на различных критериях.
1. По способу получения знаний.
Здесь выделяют три группы, каждая из которых указывает на канал восприятия информации:
Словесные. Полагаются на использование слов для передачи информации. Они могут быть эффективны для объяснения фактов, концепций и теорий:
- лекции;
- рассказ;
- объяснение;
- чтение;
- дискуссии;
- семинары.
Наглядные. Используют зрительные и слуховые стимулы для передачи информации. Они полезны для демонстрации процессов, иллюстрации концепций и привлечения внимания:
- демонстрации;
- экскурсии;
- наблюдения;
- просмотр фильмов и видео;
- изучение карт, схем и диаграмм.
Практические. Включают активное участие студентов в образовании. Они позволяют учащимся применять полученные знания и навыки в реальных ситуациях:
- упражнения;
- лабораторные работы;
- практикумы;
- решение задач;
- ролевые игры;
- тренинги.
2. По характеру познавательной деятельности.
В этой группе внимание уделяется тому, как ученик получил информацию и, самое главное, может ли он её повторить:
Объяснительно-иллюстративные. Учащиеся воспринимают готовую информацию, предоставляемую преподавателем или из учебных материалов. К объяснительно-иллюстративной группе методов относятся:
- лекции;
- рассказ;
- объяснение;
- чтение;
- демонстрации.
Репродуктивные. Студенты получают информацию целиком и полностью от преподавателя, а не добывают её самостоятельно. К этой группе относятся:
- упражнения;
- заучивание;
- пересказ;
- конспектирование.
Проблемного изложения. Преподаватель ставит проблему и демонстрирует пути её решения учащимся. Отлично подходит для изложения сложных тем.
Частично-поисковые способы. Студенты активно участвуют, самостоятельно решая часть поставленной проблемы. Преподаватель направляет их деятельность и помогает найти выход:
- эвристическая беседа;
- частично-поисковые задания;
- проблемные задачи.
Исследовательские. Ученики самостоятельно исследуют проблему и находят способы преодолеть её. Преподаватель выступает в роли консультанта и помощника. Эта группа включает:
- исследовательские проекты;
- научные работы;
- эксперименты.
3. По дидактическим целям.
В этом критерии учитывается цель урока: получение, закрепление или применение новых знаний:
Организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Направлены на организацию и управление процессом познания учащихся, формирование умений и навыков самостоятельной работы. К ним относятся методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемного изложения;
- частично-поисковый;
- исследовательский;
- упражнений;
- проектной деятельности;
- исследований.
Стимулирования и мотивации. Направлены на создание условий для повышения мотивации учащихся к учёбе. К ним относятся:
- поощрение и наказание;
- создание ситуаций успеха;
- использование игровых практик;
- постановка учебных задач на основе практических жизненных ситуаций;
- создание условий для самостоятельного выбора учениками содержания и форм обучения.
Контроль и самоконтроль. Направлены на проверку и оценку результатов обучения, а также на формирование у учеников навыков самоконтроля. К ним относятся:
- устный опрос;
- письменный и устный опрос;
- тестирование;
- устные и письменные самостоятельные работы.
4. По степени активности.
Эта классификация учитывает уровень участия учеников:
Пассивные. Ученики выступают в роли пассивных слушателей и исполнителей. Их активность проявляется в восприятии и запоминании информации. К пассивной группе относятся:
- лекция;
- рассказ;
- объяснительно-иллюстративный урок.
Активные. К активным относятся:
- беседа;
- дискуссия;
- практические и лабораторные работы;
- упражнения;
- самостоятельные задачи.
Интерактивные. Интерактивная группа ничуть не уступает общим методам обучения по эффективности. Студенты активно взаимодействуют друг с другом и преподавателем. Обмениваются идеями, совместно решают проблемы, учатся друг у друга. Сюда относятся:
- работа в малых группах;
- мозговой штурм;
- ролевые игры;
- дебаты;
- проектная занятость.
По степени активности учащихся методы можно также классифицировать следующим образом:
- низкий уровень активности: пассивные;
- средний уровень активности: активные;
- высокий уровень активности: интерактивные.
5. По уровню самостоятельности и творчества.
Здесь учитывается качество и креативность заданий, который ученики выполнили сами:
Алгоритмические. Подразумевают чётко заданную последовательность действий, которую необходимо выполнить для достижения результата. Ориентированы на усвоение готовых знаний и отработку конкретных умений. Характеризуются низким уровнем творческой активности студентов, которые выступают в роли исполнителей.
Эвристические. Помогают развивать творческий подход, желания искать новые знания и делать собственные открытия. Предполагают неоднозначность решений, множественность подходов. Ученики выступают в роли активных участников образовательного процесса.
Исследовательские. Ориентированы на максимальную самостоятельность и творчество. Предполагают индивидуальное планирование и проведение учебных исследований. Учащиеся выступают в роли исследователей, открывающих новые для себя знания.
Выбор должен быть обоснован целями, содержанием, особенностями учеников, уровнем их познавательной активности и другими факторами.
Современные техники обучения
В условиях стремительного развития науки и технологий происходит постоянное совершенствование и внедрение новых способов обучения. Цель современных технологий — подтолкнуть студентов к самостоятельному исследованию мира.
Тренинг. Стал популярен благодаря своей эффективности и интерактивности. Отличается от традиционных лекций и семинаров, поскольку предполагает активное участие и практическое применение знаний. В процессе тренинга используются ролевые игры, групповые обсуждения, мозговые штурмы и практические задания. Это способствует лучшему усвоению материала. Тренинги часто включают элементы мотивации и развития лидерских качеств, что помогает участникам лучше справляться с задачами и достигать поставленных целей.
Проектный метод. Сущность способа:
- Ученики самостоятельно или под руководством педагога разрабатывают и реализуют учебные проекты, направленные на решение практически значимых проблем.
- Проектная деятельность включает сбор и анализ информации, выдвижение гипотез, проведение исследований, оформление результатов и их презентацию.
- Предполагает интеграцию знаний из различных предметных областей для решения практических задач.
Кейс-стади. Основан на анализе и обсуждении конкретных практических ситуаций (кейсов). Широко используется как образовательный метод в бизнес-сфере. Преимущества кейс-стади:
- Повышает мотивацию, так как рассматриваются реальные ситуации.
- Развивает аналитические, коммуникативные и презентационные навыки.
- Способствует применению теоретических знаний на практике.
- Формирует навыки командной коммуникации и принятия решений в условиях неопределённости.
- Обеспечивает обратную связь, позволяя оценить уровень усвоения материала.
Коучинг. Основные особенности:
- Индивидуальный подход. Наставник фокусируется на потребностях, целях и возможностях конкретного человека, а не на общих рекомендациях.
- Ориентация на результат. Эта техника направлена на цели студента.
- Активная роль обучающегося. Вы не получите готовых решений, но вам помогут научиться самостоятельно находить ответы и принимать эффективные решения.
- Процесс, а не разовое мероприятие. Коучинг предполагает систематическую работу в формате регулярных встреч или сессий.
- Развитие личностных и профессиональных качеств. Коучинг способствует раскрытию потенциала обучающегося, повышению его мотивации и ответственности.
Деловая игра. Форма активного обучения, которая позволяет моделировать реальные ситуации из настоящей жизни с целью закрепления практических навыков. Деловая игра воссоздаёт максимально приближённые к действительности условия, в которых участники должны принимать решения и действовать.
Мозговой штурм. Это способ коллективного генерирования идей, направленная на поиск ответа на вопрос или задачу. Мозговой штурм, как метод проведения занятий, обладает рядом особенностей:
- Расширение кругозора и взглядов. Мозговой штурм основан на принципе «нет плохих идей», что позволяет участникам выходить за рамки стереотипов и искать креативные выходы.
- Помогает свободно высказывать свои идеи, анализировать предложения других, видеть проблему с разных ракурсов.
- Командная работа и коммуникативные навыки. Предполагает активное взаимодействие, обсуждение и согласование ответов в группе.
- Вовлечённость и мотивация участников. Свободная атмосфера, отсутствие критики и нацеленность на решение задачи повышают активность обучающихся.
Интеллект-карта. Это способ визуального представления информации, который позволяет структурировать знания и эффективно запоминать материал. Преимущества:
- Помогает запомнить большой обём информации и структурировать знания.
- Улучшает навыки планирования, организации и самоконтроля.
- Применяется в разных предметных областях.
- Подталкивает к активной познавательной деятельности.
Мифологемы. Представляют устойчивые архетипические образы, символы и сюжеты, встречающиеся в различных мифологиях и фольклоре. Использование мифологем позволяет раскрыть глубинные смыслы и закономерности, лежащие в основе изучаемых явлений и концепций.
Образы и сюжеты побуждают к поиску смыслов, установлению ассоциативных связей, развитию творческого и критического мышления.
Как выбирать методы обучения
Чтобы выбрать метод преподавания, необходимо чётко определить цели и задачи урока. Какие знания, умения и навыки должны быть сформированы у учеников? На развитие каких навыков сделать акцент?
Важно учитывать возраст учеников. Приёмы, эффективные для младших школьников, могут не подойти для старшеклассников. Нужно знать уровень подготовки, личные интересы и способности студентов.
Также стоит оценить имеющиеся ресурсы — материально-техническое оснащение, доступ к информации, квалификацию педагогов. Выбор должен соотноситься с реальными возможностями их применения.
При отборе следует учитывать и специфику изучаемого предмета. Одни варианты более эффективны для гуманитарных дисциплин, другие — для точных наук.
Важна организационная форма обучения — индивидуальная, групповая или фронтальная работа (задействован весь класс). Применение тех или иных приёмов зависит от того, какую форму выбрал преподаватель.
Выбор — это комплексный процесс, который требует учёта целого ряда факторов. Только системный и обоснованный подход к этому вопросу позволит обеспечить высокую результативность обучения.
Современная система образования располагает широким арсеналом методов, каждый из которых имеет свои достоинства, ограничения и сферы применения.
Активное использование современных методов обучения в педагогике, основанных на вовлечении учеников в самостоятельную познавательную деятельность, позволяет значительно повысить мотивацию и эффективность усвоения знаний.
В разделе статей «Навигатор поступления» можно узнать больше о передовых методиках обучения. Изучить, в какие заведения поступают абитуриенты, можно в каталоге вузов.