Классификация методов обучения
СтудентамРодителям

Методы обучения: классификация, современные способы обучения

Редакция

Обновлено 30 июля 2024 г.
82,762

Современная система образования предлагает разные технологии обучения. Задача учителей — сделать процесс максимально увлекательным для школьников и студентов.

Однако выбор конкретных методов обучения в педагогике — сложная задача, требующая глубокого понимания их сути, возможностей и ограничений. Важно не только знать, какие варианты существуют, но и понимать, где и когда они наиболее эффективны.

В статье мы рассмотрим классификацию методов, проанализируем особенности и дадим рекомендации по использованию современных способов организации учебной деятельности. Это поможет учителям сделать обоснованный выбор оптимальных техник в зависимости от конкретных задач, содержания программы, возрастных и индивидуальных особенностей учеников.


Что означает этот термин

Метод — это упорядоченный способ взаимодействия учителя и студентов в процессе образования. Другими словами — это конкретные приёмы и действия, с помощью которых решаются образовательные задачи.

От выбора зависит эффективность усвоения учебного материала, развитие познавательных способностей учащихся, их активность и самостоятельность.

Есть много способов, которые классифицируются по трём основным параметрам:

  • по источнику передачи, восприятия и получения знаний;
  • по характеру познавательной деятельности;
  • по степени активности учеников.

Методы, методика, методология, приёмы — в чём разница

Часто эти понятия используются как синонимы, однако между ними существуют важные различия.

Метод — отдельный способ для проведения какой-либо работы. Выступает как инструмент для проведения образовательной программы.

Методика — система правил применения методов для достижения целей. Определяет, какой способ и каким образом лучше применить в конкретной ситуации.

Методология — учение о способах познания и преобразования действительности. Эта наука определяет общую стратегию исследования, обосновывает выбор методов и их сочетание.

Приём — элемент, отдельное действие или операция, направленные на решение частной задачи.

Чтобы было понятнее, разберём эти термины на примере урока:

  • Метод — лекция, беседа, дискуссия.
  • Методика — алгоритм проведения лекции, структура и логика беседы.
  • Методология — теоретические основания выбора способа обучения.
  • Приём — постановка проблемного вопроса, использование наглядности, цитирование.

Таким образом, это взаимосвязанные, но не тождественные понятия. Их грамотное применение в совокупности обеспечивает эффективность образовательного процесса.

Несколько вариантов классификации методов обучения

В педагогической практике есть много классификаций, основанных на различных критериях.

1. По способу получения знаний.

Здесь выделяют три группы, каждая из которых указывает на канал восприятия информации:

Словесные. Полагаются на использование слов для передачи информации. Они могут быть эффективны для объяснения фактов, концепций и теорий:

  • лекции;
  • рассказ;
  • объяснение;
  • чтение;
  • дискуссии;
  • семинары.

Наглядные. Используют зрительные и слуховые стимулы для передачи информации. Они полезны для демонстрации процессов, иллюстрации концепций и привлечения внимания:

  • демонстрации;
  • экскурсии;
  • наблюдения;
  • просмотр фильмов и видео;
  • изучение карт, схем и диаграмм.

Практические. Включают активное участие студентов в образовании. Они позволяют учащимся применять полученные знания и навыки в реальных ситуациях:

  • упражнения;
  • лабораторные работы;
  • практикумы;
  • решение задач;
  • ролевые игры;
  • тренинги.

2. По характеру познавательной деятельности.

В этой группе внимание уделяется тому, как ученик получил информацию и, самое главное, может ли он её повторить:

Объяснительно-иллюстративные. Учащиеся воспринимают готовую информацию, предоставляемую преподавателем или из учебных материалов. К объяснительно-иллюстративной группе методов относятся:

  • лекции;
  • рассказ;
  • объяснение;
  • чтение;
  • демонстрации.

Репродуктивные. Студенты получают информацию целиком и полностью от преподавателя, а не добывают её самостоятельно. К этой группе относятся:

  • упражнения;
  • заучивание;
  • пересказ;
  • конспектирование.

Проблемного изложения. Преподаватель ставит проблему и демонстрирует пути её решения учащимся. Отлично подходит для изложения сложных тем.

Частично-поисковые способы. Студенты активно участвуют, самостоятельно решая часть поставленной проблемы. Преподаватель направляет их деятельность и помогает найти выход:

  • эвристическая беседа;
  • частично-поисковые задания;
  • проблемные задачи.

Исследовательские. Ученики самостоятельно исследуют проблему и находят способы преодолеть её. Преподаватель выступает в роли консультанта и помощника. Эта группа включает:

  • исследовательские проекты;
  • научные работы;
  • эксперименты.

3. По дидактическим целям.

В этом критерии учитывается цель урока: получение, закрепление или применение новых знаний:

Организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Направлены на организацию и управление процессом познания учащихся, формирование умений и навыков самостоятельной работы. К ним относятся методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • проблемного изложения;
  • частично-поисковый;
  • исследовательский;
  • упражнений;
  • проектной деятельности;
  • исследований.

Стимулирования и мотивации. Направлены на создание условий для повышения мотивации учащихся к учёбе. К ним относятся:

  • поощрение и наказание;
  • создание ситуаций успеха;
  • использование игровых практик;
  • постановка учебных задач на основе практических жизненных ситуаций;
  • создание условий для самостоятельного выбора учениками содержания и форм обучения.

Контроль и самоконтроль. Направлены на проверку и оценку результатов обучения, а также на формирование у учеников навыков самоконтроля. К ним относятся:

  • устный опрос;
  • письменный и устный опрос;
  • тестирование;
  • устные и письменные самостоятельные работы.

4. По степени активности.

Эта классификация учитывает уровень участия учеников:

Пассивные. Ученики выступают в роли пассивных слушателей и исполнителей. Их активность проявляется в восприятии и запоминании информации. К пассивной группе относятся:

  • лекция;
  • рассказ;
  • объяснительно-иллюстративный урок.

Активные. К активным относятся:

  • беседа;
  • дискуссия;
  • практические и лабораторные работы;
  • упражнения;
  • самостоятельные задачи.

Интерактивные. Интерактивная группа ничуть не уступает общим методам обучения по эффективности. Студенты активно взаимодействуют друг с другом и преподавателем. Обмениваются идеями, совместно решают проблемы, учатся друг у друга. Сюда относятся:

  • работа в малых группах;
  • мозговой штурм;
  • ролевые игры;
  • дебаты;
  • проектная занятость.

По степени активности учащихся методы можно также классифицировать следующим образом:

  • низкий уровень активности: пассивные;
  • средний уровень активности: активные;
  • высокий уровень активности: интерактивные.

5. По уровню самостоятельности и творчества.

Здесь учитывается качество и креативность заданий, который ученики выполнили сами:

Алгоритмические. Подразумевают чётко заданную последовательность действий, которую необходимо выполнить для достижения результата. Ориентированы на усвоение готовых знаний и отработку конкретных умений. Характеризуются низким уровнем творческой активности студентов, которые выступают в роли исполнителей.

Эвристические. Помогают развивать творческий подход, желания искать новые знания и делать собственные открытия. Предполагают неоднозначность решений, множественность подходов. Ученики выступают в роли активных участников образовательного процесса.

Исследовательские. Ориентированы на максимальную самостоятельность и творчество. Предполагают индивидуальное планирование и проведение учебных исследований. Учащиеся выступают в роли исследователей, открывающих новые для себя знания.

Выбор должен быть обоснован целями, содержанием, особенностями учеников, уровнем их познавательной активности и другими факторами.

Современные техники обучения

В условиях стремительного развития науки и технологий происходит постоянное совершенствование и внедрение новых способов обучения. Цель современных технологий — подтолкнуть студентов к самостоятельному исследованию мира.

Тренинг. Стал популярен благодаря своей эффективности и интерактивности. Отличается от традиционных лекций и семинаров, поскольку предполагает активное участие и практическое применение знаний. В процессе тренинга используются ролевые игры, групповые обсуждения, мозговые штурмы и практические задания. Это способствует лучшему усвоению материала. Тренинги часто включают элементы мотивации и развития лидерских качеств, что помогает участникам лучше справляться с задачами и достигать поставленных целей.

Проектный метод. Сущность способа:

  • Ученики самостоятельно или под руководством педагога разрабатывают и реализуют учебные проекты, направленные на решение практически значимых проблем.
  • Проектная деятельность включает сбор и анализ информации, выдвижение гипотез, проведение исследований, оформление результатов и их презентацию.
  • Предполагает интеграцию знаний из различных предметных областей для решения практических задач.

Кейс-стади. Основан на анализе и обсуждении конкретных практических ситуаций (кейсов). Широко используется как образовательный метод в бизнес-сфере. Преимущества кейс-стади:

  • Повышает мотивацию, так как рассматриваются реальные ситуации.
  • Развивает аналитические, коммуникативные и презентационные навыки.
  • Способствует применению теоретических знаний на практике.
  • Формирует навыки командной коммуникации и принятия решений в условиях неопределённости.
  • Обеспечивает обратную связь, позволяя оценить уровень усвоения материала.

Коучинг. Основные особенности:

  • Индивидуальный подход. Наставник фокусируется на потребностях, целях и возможностях конкретного человека, а не на общих рекомендациях.
  • Ориентация на результат. Эта техника направлена на цели студента.
  • Активная роль обучающегося. Вы не получите готовых решений, но вам помогут научиться самостоятельно находить ответы и принимать эффективные решения.
  • Процесс, а не разовое мероприятие. Коучинг предполагает систематическую работу в формате регулярных встреч или сессий.
  • Развитие личностных и профессиональных качеств. Коучинг способствует раскрытию потенциала обучающегося, повышению его мотивации и ответственности.

Деловая игра. Форма активного обучения, которая позволяет моделировать реальные ситуации из настоящей жизни с целью закрепления практических навыков. Деловая игра воссоздаёт максимально приближённые к действительности условия, в которых участники должны принимать решения и действовать.

Мозговой штурм. Это способ коллективного генерирования идей, направленная на поиск ответа на вопрос или задачу. Мозговой штурм, как метод проведения занятий, обладает рядом особенностей:

  • Расширение кругозора и взглядов. Мозговой штурм основан на принципе «нет плохих идей», что позволяет участникам выходить за рамки стереотипов и искать креативные выходы.
  • Помогает свободно высказывать свои идеи, анализировать предложения других, видеть проблему с разных ракурсов.
  • Командная работа и коммуникативные навыки. Предполагает активное взаимодействие, обсуждение и согласование ответов в группе.
  • Вовлечённость и мотивация участников. Свободная атмосфера, отсутствие критики и нацеленность на решение задачи повышают активность обучающихся.

Интеллект-карта. Это способ визуального представления информации, который позволяет структурировать знания и эффективно запоминать материал. Преимущества:

  • Помогает запомнить большой обём информации и структурировать знания.
  • Улучшает навыки планирования, организации и самоконтроля.
  • Применяется в разных предметных областях.
  • Подталкивает к активной познавательной деятельности.

Мифологемы. Представляют устойчивые архетипические образы, символы и сюжеты, встречающиеся в различных мифологиях и фольклоре. Использование мифологем позволяет раскрыть глубинные смыслы и закономерности, лежащие в основе изучаемых явлений и концепций.

Образы и сюжеты побуждают к поиску смыслов, установлению ассоциативных связей, развитию творческого и критического мышления.

Как выбирать методы обучения

Чтобы выбрать метод преподавания, необходимо чётко определить цели и задачи урока. Какие знания, умения и навыки должны быть сформированы у учеников? На развитие каких навыков сделать акцент?
Важно учитывать возраст учеников. Приёмы, эффективные для младших школьников, могут не подойти для старшеклассников. Нужно знать уровень подготовки, личные интересы и способности студентов.

Также стоит оценить имеющиеся ресурсы — материально-техническое оснащение, доступ к информации, квалификацию педагогов. Выбор должен соотноситься с реальными возможностями их применения.

При отборе следует учитывать и специфику изучаемого предмета. Одни варианты более эффективны для гуманитарных дисциплин, другие — для точных наук.

Важна организационная форма обучения — индивидуальная, групповая или фронтальная работа (задействован весь класс). Применение тех или иных приёмов зависит от того, какую форму выбрал преподаватель.

Выбор — это комплексный процесс, который требует учёта целого ряда факторов. Только системный и обоснованный подход к этому вопросу позволит обеспечить высокую результативность обучения.
Современная система образования располагает широким арсеналом методов, каждый из которых имеет свои достоинства, ограничения и сферы применения.

Активное использование современных методов обучения в педагогике, основанных на вовлечении учеников в самостоятельную познавательную деятельность, позволяет значительно повысить мотивацию и эффективность усвоения знаний.

В разделе статей «Навигатор поступления» можно узнать больше о передовых методиках обучения. Изучить, в какие заведения поступают абитуриенты, можно в каталоге вузов.

Поделиться статьей