Как запоминать информацию
СтудентамРодителям

Как эффективно учиться — 7 советов

Редакция

Обновлено 13 января 2024 г.
75,297

Забудьте о зубрёжке, выбросите маркер для подчёркивания и перестаньте постоянно перечитывать. Исследователи объясняют, почему эти методы не работают и делятся более эффективными способами запоминать новую информацию.



Перестаньте зубрить

Начнём с извечного фаворита — зубрёжки. Зубрёжка — это стратегия, которой пользуются многие студенты. Вспомните любой из вечеров перед важным экзаменом: на компьютере открыто куча вкладок, перед вами несколько учебников и два литра кофе. Метод популярный, но неэффективный, утверждают исследователи.

Ещё в конце XIX века исследования в области психологии показали, что распределение учебного времени на несколько коротких отрывков-сессий даёт лучший результат, нежели сваливание всей работы на одну марафонскую сессию.

Это одно из тех редких открытий в психологии, которое практически никем не оспаривается, поэтому ещё большее недоумение вызывает тот факт, что большинство из нас не используют его в своих интересах и продолжают полагаться на зубрёжку.

Почему многократное перечитывание — неэффективно

Ещё один рутинный подход к изучению — многократное перечитывание источников. Нетрудно объяснить, почему студенты прибегают к такому подходу. Когда мы неоднократно читаем текст, он начинает казаться нам знакомым, и это ощущается как прогресс в обучении. К сожалению, такое восприятие прогресса чаще бывает иллюзорным.

Мы часто считаем, что память сродни ненадёжному фотоаппарату — не столько зеркальному, сколько одному из тех, что были в викторианскую эпоху, когда для съёмки портрета требовалось 30 минут выдержки, в течение которых объект должен был оставаться абсолютно неподвижным, иначе снимок был бы испорчен. Такое представление о памяти заставляет нас думать, что успешное запоминание источника сводится к количеству экспозиции, которую мы ему даём, и что взаимодействие с этим источником, скорее всего, только «помешает съёмке». Однако неверно думать о памяти так, будто она работает как непокорный фотоаппарат.

Наша память не пассивно воспроизводит источник: она активно реконструирует его в соответствии с нашими предыдущими знаниями, опытом и ожиданиями. Если придерживаться фотографической аналогии, то работа памяти больше похожа на фильтры в фоторедакторе, чем на фотоаппарат. Эффективное использование памяти заключается не столько в максимальном воздействии на новый источник, сколько в том, чтобы понять, как использовать наши предыдущие знания, опыт и фильтры ожиданий, чтобы интегрировать этот источник с тем, что мы уже знаем.

Почему выделение маркером не работает 

На первый взгляд, выделение важной информации маркером или подчёркивания в тексте кажется вполне разумным действием. Это должно помочь сфокусировать внимание, отсеяв менее значимый материал и снизив нагрузку на память. Но исследования показывают, что этот метод неэффективен.

Конечно, приятно думать, что маркер работает как оптический сканер с прямой связью с вашей долгосрочной памятью, но он не заменит мысленного взаимодействия с текстом: если мы просто подчёркиваем информацию, то через пару минут забываем о ней.

Как учиться продуктивно — без зубрёжки и перечитывания

Разбейте учёбу на короткие сессии. Время, отведённое на учёбу, лучше разделить на большее количество коротких занятий, чем пытаться вместить всё в одну марафонскую сессию. 

Если у вас есть 12 часов на изучение темы, лучше провести 6 двухчасовых занятий, чем несколько шестичасовых. 

Чередуйте изучение похожих тем. Мы часто считаем, что при изучении тем лучше всего «блокировать» их — выделять определённое время на одну тему и завершать её изучение, прежде чем переходить к следующей. Однако современные исследования показывают, что чередование различных тем может быть более эффективным, особенно для схожих тем, в которых легко запутаться.

Задавайте вопросы. Когда мы пассивно перечитываем материалы курса то, как правило, воспроизводим авторское понимание предмета, а не формируем собственное. Чтобы формировать личное понимание, задавайте себе вопросы по ходу чтения. Отвечая на собственные вопросы, вы заставляете себя думать о том, как объяснить предмет своими словами, задействуете свои предыдущие знания и опыт.

Важно задавать открытые вопросы — те, на которые недостаточно ответить «да» или «нет». 

Следуйте алгоритму: чтение, пересказ, проверка. Это предполагает чтение короткого отрывка текста, затем пересказ материала своими словами. Затем важно сверить, что вы запомнили с исходным материалом. Стоит повторять эти шаги до тех пор, пока вы не убедитесь в своей способности уловить смысл (а не слова) исходного материала.

Поделиться статьей