Казалось бы, чтобы записывать за преподавателем каждое слово, особых умений не требуется. Не тут-то было! Мало того что нужно научиться правильно записывать, так ещё и важно уметь правильно структурировать информацию, чтобы разобраться в своих записях спустя время. В статье расскажем, как вести конспекты в университете, чтобы от них был толк.
В этой статье:
Методы ведения кратких конспектов лекций
Расскажем о наиболее эффективных методах ведения конспектов в университете, которым следуют студенты российских и зарубежных вузов.
Метод Корнелла
Одним из наиболее эффективных методов ведения кратких конспектов лекций считают метод, предложенный профессором Корнелльского университета Уолтером Пауком. Суть подхода в следующем: лист вашей тетради делится на четыре части. Верхняя часть — для записи даты и темы занятия. Левая часть — место для основных понятий, тезисов, вопросов, идей, которые относятся к теме. Правая часть предполагает подробное описание. В нижнем поле пишут выводы, обобщающие всё вышесказанное.
Метод Корнелла помогает вести краткие конспекты лекций
Такой метод поможет структурировать информацию, чтобы записывать только самое необходимое и легко ориентироваться в своих записях. Ваши конспекты лекций получатся краткими и ёмкими.
Метод боксов
Суть метода заключается в разделении лекции на несколько частей. Каждая часть — отдельный бокс. Внутри бокса пишут основные идеи, термины и вопросы. Так, лекция будет выглядеть упорядочено, а каждая тематика будет находиться на своём месте.
Метод потока
В таком методе акцент ставится не на словах преподавателя, а на понимании студента. Не обязательно записывать слово в слово лекцию, важнее записывать важные выводы и личные ассоциации.
Метод ментальной карты
Этот метод чем-то напоминает предыдущий. Но в этот раз ассоциации записываются от ключевого слова, которое располагается в середине страницы. От этого слова или главной мысли ведутся разветвление — каждое из них дополняет термин и раскрывает его.
Метод колонок
Метод представляет собой простую таблицу, где у каждой колонки есть название. С помощью этого метода легко вести конспект по истории, где у каждого события можно прописать дату, причины, повод и итоги.
Советы, которые облегчат ведение конспектов в университете
Приведём подборку советов, которые помогут вести конспекты быстро, структурировано и понятно.
1. Придумайте общие обозначения
Чтобы каждый раз не писать одни и те же понятия, придумайте для них сокращения или обозначения. Например, пока пишешь конспект по обществознанию, термин «государство» встречается много раз. В таком случае не обязательно прописывать слово целиком, достаточно сократить его до «гос-во». Не обязательно сокращать слова, можно придумать новые обозначения. Например, результат или следствие обозначать стрелкой. Придуманные сокращения и обозначения желательно записать, чтобы не забыть их значения.
2. Сокращайте предложения
Главная ошибка — это записывать за преподавателем слово в слово. Так и пользы меньше, ещё и информации много лишней. То, что диктуют, лучше записывать тезисно: прослушать предложение, выделить основную мысль, а лишь потом записать
3. Пишите структурировано
Писать текст сплошным полотном — плохая идея. Так, при подготовке к экзаменам придётся вчитываться в каждый абзац, чтобы вспомнить, о чём говорили на лекции. Вот почему важно дробить лекцию на абзацы или перечислять её в столбик. Например, вместо «государство, право, экономика и общество», пишите:
государство,
право,
экономика,
общество.
В таком случае вам будет легче увидеть и запомнить перечисления.
4. Выделяйте основные понятия
Не стоит убирать цветные ручки в дальний ящик. Они пригодятся для того, чтобы выделять в тексте ключевые понятия, например, подчёркивать их сплошной или пунктирной линией. Каждой линии можно дать своё обозначение, например, пунктирная — причины какого-то события, сплошная — следствия. Также на полях можно рисовать разные обозначения или шифры. Так вам будет проще запоминать расположение информации в кратком конспекте лекций.
5. Пишите выводы
Выводы не только помогают суммировать всё вышесказанное, но и показывают общий уровень понимания темы. Не всегда преподаватели будут вам диктовать выводы, поэтому их придётся писать самим.
Итак, вести конспект в университете — не такая уж и простая задача. От того, как к этой задаче отнестись, зависит успех вашего обучения. Если вы научитесь правильно структурировать и оформлять информацию, вам будет легче запоминать информацию.