Как развить любопытство у детей и взрослых

Почему полезно быть любопытным

студентам,Родителям

  • Автор:
  • Редакция
  • Дата публикации:
  • 09.01.2024
  • 3658
    1
Время чтения: 6 минут
Нет времени читать ?
Получите материал на почту и вернитесь к нему позже.
Согласен на получение маркетинговых рассылок

Любопытство, присущее младенцам и детям младшего возраста, может быстро угаснуть. Но есть способы подбросить дров в этот костёр — не дать ему затухнуть и помочь разгореться с большей силой. Как это сделать, советуют психологи издания Psyche.

В этой статье:



Как и когда проявляется любопытство

Начнём с небольшой истории. Энгель, психолог из колледжа Уильямса в Массачусетсе, фиксировала эпизоды детского любопытства. К ним относилось любое время, когда ребёнок задавал вопрос, смотрел на что-то, например, на аквариум в классе, или исследовал предмет руками. К своему удивлению, Энгель отметила, что за два часа наблюдений дети дошкольного возраста проявили любопытство не больше пяти раз. А пятиклассники за это же время не задали ни одного вопроса.

Дети не сидели без дела: они изучали буквы и говорили о погоде. Но они не проявляли активного любопытства к тому, что изучают, и не исследовали окружающую среду. 

Каждый, кто проводил время с детьми, знает, что на ранних этапах жизни, они часто задают множество вопросов. Согласно исследованиям, когда дети находятся дома, они задают до 25 вопрос в час или один вопрос каждые две минуты. Но когда дети попадают в детский сад или школу, их любопытство куда-то улетучивается.

Любопытство означает стремление к поиску информации, ощущение потребности в понимании того, что происходит. Как голод побуждает нас есть, так и любопытство побуждает нас учиться.

Куда уходит любопытство

Почти каждый шестимесячный ребёнок любопытен, но к шести годам или около того многие теряют это стремление. Это не потому, что любопытство — конечный ресурс; возможно, дело в том, что взрослые не создают благоприятной среды для развития любопытства и любознательности. Иногда, по наблюдениям Энгель, когда маленькие ученики задают вопросы, учителя отмахиваются от них, чтобы не отходить от плана урока. 

Взрослые должны создавать условия, в которых дети будут знать, что задавать вопросы безопасно, что можно ошибаться и показывать неуверенность. В одном из классов средней школы, который наблюдал Энгель, девятиклассница подняла руку, чтобы спросить, были ли когда-нибудь в мире места, где никто не занимался искусством. Учительница остановила её на полуслове словами: «Не задавайте, пожалуйста, сейчас вопросов, пришло время учиться».

Если любопытство связано с пониманием неизвестного, то вполне логично, что оно постепенно исчезает по мере того, как люди взрослеют и узнают больше об окружающем их мире. Однако Энгель утверждает, что всё не так просто, и что поведение взрослых, окружающих детей, также влияет на проявление любопытства. В ходе экспериментов, когда детей приглашали в комнату с незнакомым предметом, исследователи обнаружили, что дети с большей вероятностью взаимодействовали с предметом, если взрослый делал поощрительные выражения лица или давал одобрительные комментарии. 

Другими словами, любопытство детей может поощряться или подавляться людьми, с которыми они проводят время.

Почему быть любопытным — это хорошо

Авторы статьи утверждают, что согласно исследованиям, люди узнают больше нового и лучше запоминают, когда им задают вопросы, стимулирующие их любопытство.

Например: «Знаешь ли ты, что у птиц бывают оранжевые животы?» Или можно указать на что-то удивительное, чего ребёнок не ожидает, например, на картинку с изображением птицы редкого цвета. Энгель утверждает: «Если вы видите птицу такого цвета, которого вы никогда не видели, и удивляетесь этому, ваше удивление заставляет вас узнать больше об этой птице. И вы запомните о птице гораздо больше, чем если бы вам просто сказали, что хотите рассказать о птицах».

Любопытство также подпитывает знания: как только люди узнают что-то о предмете, они часто хотят узнать больше. Это справедливо как для детей, так и для взрослых. 

В недавнем исследовании, описанном в статье Psyche, учёные предложили детям задавать вопросы на научные темы, такие как среда обитания животных. Другим предложили сидеть и внимательно слушать лекцию учителя. Затем дети выполняли задания, оценивающие их любознательность в отношении новых тем. Результат был лучше у тех детей, которые задавали вопросы.

С возрастом мы привыкаем к повседневным явлениям, предметам, людям. Мы также становимся более избирательными в отношении того, что нам интересно, но это не означает, что любопытство исчезает навсегда. Его также можно развивать. 

Поделиться
2


Комментарии

Или воспользуйтесь своим аккаунтом
Отправить
Почему полезно быть любопытным студентам,Родителям http://propostuplenie.ru/images/navigator-data-1920x640_8/article/1920kh620lyubopytstvo-jpg http://propostuplenie.ru/images/navigator-data-1920x640_8/article/1920kh620lyubopytstvo-jpg Русский от 16 до 18 лет