Как поступить в летное училище гражданской авиации после 11 класса?
ПрофориентацияГайды абитуриентуВузы и колледжи

Как поступить в училище гражданской авиации?

Ульяна Осташенкова

Эксперт портала, бывший преподаватель «Ассоциации победителе

Обновлено 30 апреля 2020 г.
8203,238

Авиация — невероятно интересная, престижная и хорошо оплачиваемая сфера деятельности. Приходя в эту профессию, кандидат делает выбор между военной и гражданской авиацией. В чём разница? Да хотя бы в названии: в военной авиации — это лётчик, в гражданской — пилот. Сегодня поговорим о том, как стать пилотом. Для начала нужно поступить в училище гражданской авиации!


Что такое гражданская авиация и кем в ней можно работать

Согласно Воздушному Кодексу РФ, гражданская авиация — это вид авиации, который используется для коммерческих воздушных перевозок. Она обеспечивает потребности граждан и экономики страны.

Первый в мире полет с пассажирами на борту был совершён в далеком 1911 году. Пассажиры того рейса вылетели из Лондона, пробыли в небе 3,5 часа и прибыли в Париж в целости и сохранности, ознаменовав собой начало эпохи развития воздушного транспорта.

С тех пор гражданская авиация стала не только самым быстрым и надежным видом транспорта, но и популярной среди молодых людей профессией. Стали появляться специализированные учебные заведения, готовившие пилотов гражданской авиации, появилось множество специальностей и направлений подготовки.

Авиация требует большого количества квалифицированных специалистов. Чтобы полет прошел успешно и безопасно, необходим не только хорошо обученный пилот, но и специалист по телекоммуникационным системам, который следит за безопасностью системы связи, организатор воздушного движения, который планирует время вылета/ прибытия и следит за организацией полета, а также ряд других важных специалистов.

Есть 3 основных места, где проводит обучение пилотированию и выдача лётных свидетельств (лицензии на право управления самолётом/вертолётом):

  • лётное училище (высшее или среднетехническое учебное заведение)
  • академия гражданской авиации (вуз)
  • коммерческие аэроклубы. 

После обучения в лётном училище или в академии гражданской авиации выпускник получает категорию коммерческого пилота, что даёт ему возможность осуществлять коммерческие полёты.

Расскажем о профилях подготовки в ссузах и вузах (жирным в таблицах выделены направления для пилотов).

Перечень подходящих специальностей среднего профессионального образования:

Специальность Квалификация выпускника

Производство летательных аппаратов

Техник

Специалист производства летательных аппаратов

Производство авиационных двигателей

Техник

Специалист производства авиационных двигателей

Испытание летательных аппаратов

Техник

Специалист по испытаниям летательных аппаратов

Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей

Техник

Старший техник

Обслуживание летательных аппаратов горюче-смазочными материалами

Техник

Старший техник

Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов

Техник

Летная эксплуатация летательных аппаратов

Пилот

Управление движением воздушного транспорта

Диспетчер

Производство и обслуживание авиационной техники

Техник по производству авиационной техники

Техник по обслуживанию авиационной техники

Специалист по производству и обслуживанию авиационной техники

Техническое обслуживание авиационных двигателей

Техник

Эксплуатация беспилотных авиационных систем

Оператор беспилотных летательных аппаратов

Перечень подходящих специальностей и направлений подготовки высшего образования:

Специальность Уровень образования

Авиастроение

Бакалавр

Двигатели летательных аппаратов

Бакалавр

Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей

Бакалавр

Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов

Бакалавр

Аэронавигация

Бакалавр

Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов

Бакалавр

Авиастроение 

Магистр 

Двигатели летательных аппаратов 

Магистр 

Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей 

Магистр 

Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов 

Магистр 

Аэронавигация 

Магистр 

Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов 

Магистр 

Проектирование авиационных и ракетных двигателей 

Инженер 

Испытание летательных аппаратов 

Инженер 

Интегрированные системы летательных аппаратов 

Инженер 

Системы управления летательными аппаратами 

Инженер 

Самолето- и вертолетостроение 

Инженер 

Техническая эксплуатация и восстановление боевых летательных аппаратов и двигателей 

Инженер по эксплуатации летательных аппаратов 

Техническая эксплуатация и восстановление электросистем и пилотажно-навигационных комплексов боевых летательных аппаратов 

Инженер по эксплуатации электросистем и электронной автоматики летательных аппаратов 

Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования 

Инженер 

Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов 

Инженер по летной эксплуатации летательных аппаратов 

Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения 

Инженер

Плюсы и минусы работы в гражданской авиации

Плюсы работы в гражданской авиации

  1. Возможность видеть мир. Работа в авиации предоставляет уникальную возможность посещать различные страны и города мира. Особенно это актуально для бортпроводников и пилотов, у которых регулярные рейсы могут включать самые экзотические направления.
  2. Высокая заработная плата. В большинстве случаев сотрудники авиакомпаний получают достойное вознаграждение за свою работу. Это касается как пилотов, так и бортпроводников. Зарплата может варьироваться в зависимости от авиакомпании, опыта и занимаемой должности.
  3. Социальные льготы. Множество авиакомпаний предоставляют своим сотрудникам разнообразные социальные льготы: медицинское страхование, скидки на авиабилеты для себя и членов своей семьи, пенсионные программы.
  4. Профессиональное развитие. Работа в авиации требует постоянного обучения и повышения квалификации. Это позволяет сотрудникам быть всегда востребованными на рынке труда и находиться на передовой профессионального развития.

Читайте также: Где учат на стюардессу в России?

Минусы работы в гражданской авиации

  1. Стресс и напряжение. Работа в гражданской авиации связана с высокой ответственностью за безопасность пассажиров, что может стать серьезным источником стресса. Пилоты должны быть готовы к экстренным ситуациям, а бортпроводники — успокаивать пассажиров во время турбулентности или других неожиданных ситуаций.
  2. Нерегулярный график работы. Сотрудники авиакомпаний часто работают по сменному графику, включая ночные смены, выходные дни и праздники. Это может стать проблемой для семейной жизни и создания стабильного распорядка дня.
  3. Физическая нагрузка. Полеты могут быть физически утомительными из-за длительных часов работы без возможности полноценного отдыха, особенно для бортпроводников, которые находятся на ногах весь полет.
  4. Риск для здоровья. Частые перелеты могут негативно сказаться на здоровье: нарушение суточных биоритмов, влияние изменения часовых поясов (джетлаг), повышенное воздействие радиации на высоте.

Работа в гражданской авиации — это престижная профессия с множеством преимуществ: достойная оплата труда, возможность путешествий по миру, социальные льготы и профессиональное развитие. Однако она также сопряжена с высоким уровнем стресса, нерегулярным графиком работы, физической нагрузкой и другими негативными факторами.

Требования к абитуриентам лётных училищ

Перед тем как студента допустят к тренажёру-симулятору, а потом в небо, он должен пройти долгий путь подготовки. Первый шаг на этом пути — прохождение конкурса на желаемую специальность и зачисление в училище.

Возрастные ограничения:

  1. Кандидату должно быть от 16 до 22 лет (для не проходивших военную службу в армии) и до 24 (для проходивших);
  2. Кандидату не должно быть больше 27 лет, если он служил в Вооруженных Силах по контракту и не имеет офицерского звания.

Кто не может рассматриваться в качестве кандидата:

  • Лица, приговорённые к отбыванию наказания по приговору суда;
  • Лица, в отношении которых было возбуждено уголовное дело, и которые находятся на стадии предварительного следствия;
  • Лица, имеющие не снятую или не погашенную судимость;
  • Лица, совершившие административное правонарушение, связанное с употреблением наркотических веществ и психотропных веществ.

Прохождение медкомиссии

Кандидат должен соответствовать требованиям, предъявляемым к состоянию здоровья, в том числе не иметь заболеваний вегетативной нервной системы и сердца.

Медицинскую комиссию проводит врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК). Для её прохождения необходимо предоставить следующие документы:

  • Выписка из амбулаторной карты и заключение терапевта (действуют 1 месяц). Эти документы выдают в поликлинике по месту прописки;
  • Справка из психоневрологического диспансера;
  • Справка из наркодиспансера;
  • Справка из военкомата (для мальчиков).
  • Фото 3*4.

Медицинские требования к пилоту различаются в зависимости от его статуса. Условно все требования можно разделить на 3 большие группы:

  1. к тем, кто собирается проходить обучение в лётном училище гражданской авиации;
  2. к тем, у кого уже имеется лицензия пилота;
  3. к тем, кто собирается учиться на частного пилота (пилот, работающий на частного владельца воздушного судна, в том числе для работы за рубежом).

К первой группе пилотов предъявляются самые жесткие требования, ведь когда их допустят к полетам, на их плечи ляжет ответственность за жизни большого количества людей.

Может ли девушка поступить в лётное училище?

Ограничений для поступления девушки в лётное училище нет. Однако могут отличаться нормативы (у девушек — меньше), поэтому проверяйте их на сайте. Более того, сейчас в мире насчитывается около 42,7 тысяч гражданских пилотов-женщин. Что составляет от 5,2% до 7% от общего количества пилотов. 

Необходимые документы

К моменту поступления в училище должен быть собран пакет документов. Обобщённый список будет выглядеть так:

  1. Паспорт гражданина Российской Федерации;
  2. Аттестат за 9 класс (для поступления в ссуз) или аттестат за 11 класс (для поступления в вуз);
  3. Результаты ЕГЭ (для поступления в вуз);
  4. Военный билет (для мальчиков);
  5. Полис обязательного медицинского страхования;
  6. Страховое пенсионное свидетельство;
  7. Заявление о зачислении (выдается в училище при подаче документов)

Топ училищ гражданской авиации

После успешного прохождения медкомиссии, сдачи нормативов и сбора документов важно ответить на главный вопрос всех абитуриентов: «Какое учебное заведение выбрать?». В России существует большое количество специализированных авиационных училищ и вузов.

Мы собрали лучшие авиационные вузы и их филиалы — лётные училища и колледжи:

  1. Иркутский филиал МГТУ ГА
  2. Ростовский филиал МГТУ ГА
  3. Егорьевский АТК имени В.П.Чкалова
  4. Кирсановский АТК-филиала МГТУ ГА
  5. Рыльский авиационный технический колледж
  6. Троицкий АТК.
  1. Выборгский филиал ФГБОУ ВО СПбГУ ГА
  2. Бугурусланское летное училище ГА (колледж),
  3. Якутское авиационное техническое училище гражданской авиации (колледж)
  4. Хабаровский филиал ФГБОУ ВО СПбГУ ГА.
  1. Краснокутское лётное училище гражданской авиации имени заслуженного пилота СССР Васина
  2. Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского.
  1. Представительство Самарского университета в г. Тольятти.

Полный список вузов и ссузов можно найти на нашем сайте в разделе «Вузы». Также можно посетить выставку-форум «Навигатор поступления» и задать все вопросы лично представителям лучших вузов. 

Поделиться статьей