Авиация — невероятно интересная, престижная и хорошо оплачиваемая сфера деятельности. Приходя в эту профессию, кандидат делает выбор между военной и гражданской авиацией. В чём разница? Да хотя бы в названии: в военной авиации — это лётчик, в гражданской — пилот. Сегодня поговорим о том, как стать пилотом. Для начала нужно поступить в училище гражданской авиации!
В этой статье:
Что такое гражданская авиация и кем в ней можно работать
Согласно Воздушному Кодексу РФ, гражданская авиация — это вид авиации, который используется для коммерческих воздушных перевозок. Она обеспечивает потребности граждан и экономики страны.
Первый в мире полет с пассажирами на борту был совершён в далеком 1911 году. Пассажиры того рейса вылетели из Лондона, пробыли в небе 3,5 часа и прибыли в Париж в целости и сохранности, ознаменовав собой начало эпохи развития воздушного транспорта.
С тех пор гражданская авиация стала не только самым быстрым и надежным видом транспорта, но и популярной среди молодых людей профессией. Стали появляться специализированные учебные заведения, готовившие пилотов гражданской авиации, появилось множество специальностей и направлений подготовки.
Авиация требует большого количества квалифицированных специалистов. Чтобы полет прошел успешно и безопасно, необходим не только хорошо обученный пилот, но и специалист по телекоммуникационным системам, который следит за безопасностью системы связи, организатор воздушного движения, который планирует время вылета/ прибытия и следит за организацией полета, а также ряд других важных специалистов.
Есть 3 основных места, где проводит обучение пилотированию и выдача лётных свидетельств (лицензии на право управления самолётом/вертолётом):
- лётное училище (высшее или среднетехническое учебное заведение)
- академия гражданской авиации (вуз)
- коммерческие аэроклубы.
После обучения в лётном училище или в академии гражданской авиации выпускник получает категорию коммерческого пилота, что даёт ему возможность осуществлять коммерческие полёты.
Расскажем о профилях подготовки в ссузах и вузах (жирным в таблицах выделены направления для пилотов).
Перечень подходящих специальностей среднего профессионального образования:
Специальность | Квалификация выпускника |
Производство летательных аппаратов |
Техник Специалист производства летательных аппаратов |
Производство авиационных двигателей |
Техник Специалист производства авиационных двигателей |
Испытание летательных аппаратов |
Техник Специалист по испытаниям летательных аппаратов |
Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей |
Техник Старший техник |
Обслуживание летательных аппаратов горюче-смазочными материалами |
Техник Старший техник |
Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов |
Техник |
Летная эксплуатация летательных аппаратов |
Пилот |
Управление движением воздушного транспорта |
Диспетчер |
Производство и обслуживание авиационной техники |
Техник по производству авиационной техники Техник по обслуживанию авиационной техники Специалист по производству и обслуживанию авиационной техники |
Техническое обслуживание авиационных двигателей |
Техник |
Эксплуатация беспилотных авиационных систем |
Оператор беспилотных летательных аппаратов |
Перечень подходящих специальностей и направлений подготовки высшего образования:
Специальность | Уровень образования |
Авиастроение |
Бакалавр |
Двигатели летательных аппаратов |
Бакалавр |
Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей |
Бакалавр |
Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов |
Бакалавр |
Аэронавигация |
Бакалавр |
Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов |
Бакалавр |
Авиастроение |
Магистр |
Двигатели летательных аппаратов |
Магистр |
Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей |
Магистр |
Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов |
Магистр |
Аэронавигация |
Магистр |
Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов |
Магистр |
Проектирование авиационных и ракетных двигателей |
Инженер |
Испытание летательных аппаратов |
Инженер |
Интегрированные системы летательных аппаратов |
Инженер |
Системы управления летательными аппаратами |
Инженер |
Самолето- и вертолетостроение |
Инженер |
Техническая эксплуатация и восстановление боевых летательных аппаратов и двигателей |
Инженер по эксплуатации летательных аппаратов |
Техническая эксплуатация и восстановление электросистем и пилотажно-навигационных комплексов боевых летательных аппаратов |
Инженер по эксплуатации электросистем и электронной автоматики летательных аппаратов |
Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования |
Инженер |
Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов |
Инженер по летной эксплуатации летательных аппаратов |
Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения |
Инженер |
Плюсы и минусы работы в гражданской авиации
Плюсы работы в гражданской авиации
- Возможность видеть мир. Работа в авиации предоставляет уникальную возможность посещать различные страны и города мира. Особенно это актуально для бортпроводников и пилотов, у которых регулярные рейсы могут включать самые экзотические направления.
- Высокая заработная плата. В большинстве случаев сотрудники авиакомпаний получают достойное вознаграждение за свою работу. Это касается как пилотов, так и бортпроводников. Зарплата может варьироваться в зависимости от авиакомпании, опыта и занимаемой должности.
- Социальные льготы. Множество авиакомпаний предоставляют своим сотрудникам разнообразные социальные льготы: медицинское страхование, скидки на авиабилеты для себя и членов своей семьи, пенсионные программы.
- Профессиональное развитие. Работа в авиации требует постоянного обучения и повышения квалификации. Это позволяет сотрудникам быть всегда востребованными на рынке труда и находиться на передовой профессионального развития.
Читайте также: Где учат на стюардессу в России?
Минусы работы в гражданской авиации
- Стресс и напряжение. Работа в гражданской авиации связана с высокой ответственностью за безопасность пассажиров, что может стать серьезным источником стресса. Пилоты должны быть готовы к экстренным ситуациям, а бортпроводники — успокаивать пассажиров во время турбулентности или других неожиданных ситуаций.
- Нерегулярный график работы. Сотрудники авиакомпаний часто работают по сменному графику, включая ночные смены, выходные дни и праздники. Это может стать проблемой для семейной жизни и создания стабильного распорядка дня.
- Физическая нагрузка. Полеты могут быть физически утомительными из-за длительных часов работы без возможности полноценного отдыха, особенно для бортпроводников, которые находятся на ногах весь полет.
- Риск для здоровья. Частые перелеты могут негативно сказаться на здоровье: нарушение суточных биоритмов, влияние изменения часовых поясов (джетлаг), повышенное воздействие радиации на высоте.
Работа в гражданской авиации — это престижная профессия с множеством преимуществ: достойная оплата труда, возможность путешествий по миру, социальные льготы и профессиональное развитие. Однако она также сопряжена с высоким уровнем стресса, нерегулярным графиком работы, физической нагрузкой и другими негативными факторами.
Требования к абитуриентам лётных училищ
Перед тем как студента допустят к тренажёру-симулятору, а потом в небо, он должен пройти долгий путь подготовки. Первый шаг на этом пути — прохождение конкурса на желаемую специальность и зачисление в училище.
Возрастные ограничения:
- Кандидату должно быть от 16 до 22 лет (для не проходивших военную службу в армии) и до 24 (для проходивших);
- Кандидату не должно быть больше 27 лет, если он служил в Вооруженных Силах по контракту и не имеет офицерского звания.
Кто не может рассматриваться в качестве кандидата:
- Лица, приговорённые к отбыванию наказания по приговору суда;
- Лица, в отношении которых было возбуждено уголовное дело, и которые находятся на стадии предварительного следствия;
- Лица, имеющие не снятую или не погашенную судимость;
- Лица, совершившие административное правонарушение, связанное с употреблением наркотических веществ и психотропных веществ.
Прохождение медкомиссии
Кандидат должен соответствовать требованиям, предъявляемым к состоянию здоровья, в том числе не иметь заболеваний вегетативной нервной системы и сердца.
Медицинскую комиссию проводит врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК). Для её прохождения необходимо предоставить следующие документы:
- Выписка из амбулаторной карты и заключение терапевта (действуют 1 месяц). Эти документы выдают в поликлинике по месту прописки;
- Справка из психоневрологического диспансера;
- Справка из наркодиспансера;
- Справка из военкомата (для мальчиков).
- Фото 3*4.
Медицинские требования к пилоту различаются в зависимости от его статуса. Условно все требования можно разделить на 3 большие группы:
- к тем, кто собирается проходить обучение в лётном училище гражданской авиации;
- к тем, у кого уже имеется лицензия пилота;
- к тем, кто собирается учиться на частного пилота (пилот, работающий на частного владельца воздушного судна, в том числе для работы за рубежом).
К первой группе пилотов предъявляются самые жесткие требования, ведь когда их допустят к полетам, на их плечи ляжет ответственность за жизни большого количества людей.
Может ли девушка поступить в лётное училище?
Ограничений для поступления девушки в лётное училище нет. Однако могут отличаться нормативы (у девушек — меньше), поэтому проверяйте их на сайте. Более того, сейчас в мире насчитывается около 42,7 тысяч гражданских пилотов-женщин. Что составляет от 5,2% до 7% от общего количества пилотов.
Необходимые документы
К моменту поступления в училище должен быть собран пакет документов. Обобщённый список будет выглядеть так:
- Паспорт гражданина Российской Федерации;
- Аттестат за 9 класс (для поступления в ссуз) или аттестат за 11 класс (для поступления в вуз);
- Результаты ЕГЭ (для поступления в вуз);
- Военный билет (для мальчиков);
- Полис обязательного медицинского страхования;
- Страховое пенсионное свидетельство;
- Заявление о зачислении (выдается в училище при подаче документов)
Топ училищ гражданской авиации
После успешного прохождения медкомиссии, сдачи нормативов и сбора документов важно ответить на главный вопрос всех абитуриентов: «Какое учебное заведение выбрать?». В России существует большое количество специализированных авиационных училищ и вузов.
Мы собрали лучшие авиационные вузы и их филиалы — лётные училища и колледжи:
- Иркутский филиал МГТУ ГА,
- Ростовский филиал МГТУ ГА,
- Егорьевский АТК имени В.П.Чкалова,
- Кирсановский АТК-филиала МГТУ ГА,
- Рыльский авиационный технический колледж,
- Троицкий АТК.
- Выборгский филиал ФГБОУ ВО СПбГУ ГА,
- Бугурусланское летное училище ГА (колледж),
- Якутское авиационное техническое училище гражданской авиации (колледж),
- Хабаровский филиал ФГБОУ ВО СПбГУ ГА.
- Краснокутское лётное училище гражданской авиации имени заслуженного пилота СССР Васина,
- Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского.
Полный список вузов и ссузов можно найти на нашем сайте в разделе «Вузы». Также можно посетить выставку-форум «Навигатор поступления» и задать все вопросы лично представителям лучших вузов.