Как микрообучение стало проблемой высшего образования

Микрообучение vs вуз: кому нужно высшее образование в XXI веке?

Новости

  • Автор:
  • Зоя Баньшина
  • Образовательный журналист, философ, урбанист
  • Дата публикации:
  • 10.03.2021
  • 7524
    59
    2
Время чтения: 8 минут
Нет времени читать ?
Получите материал на почту и вернитесь к нему позже.

Короткие видео на 10-15, а то и меньше минут могут заменить четыре года в бакалавриате. Правда или ложь? Вопрос вполне резонный, ведь сегодня всё большую популярность приобретает микрообучение. Разбираемся, что это такое и действительно ли оно стало проблемой для современного высшего образования.

В этой статье:


Кому нужна «корочка»

Кажется, путь от первого класса до мантии бакалавра — это вполне отработанная схема, которую вряд ли можно нарушить. Она показала свою надежность благодаря конкретным, давно сложившимся требованиям работодателей: если человек хочет устроиться на работу, ему нужен диплом. Примерно такая логика привела к тому, что у 57% россиян от 25 до 64 лет есть высшее образование.

Хотя статистика показывает высокий спрос на высшее образование среди выпускников школ (85%), главноймотивацией остается не интерес к науке или знаниям, а стремление достичь лучшего качества жизни (92% опрошенных). Что еще служит доводом в пользу высшего образования?

  • Вуз дает новые знания и умения.
  • Университет предоставляет возможность изучать то, что интересно самому человек.
  • Ряд важных профессий (ракетостроение, нефтегазовая отрасль) открываются только благодаря высшему образованию.
  • Вуз формирует навык системного мышления, который позволяет быстрее осваивать новую информацию.
  • Учеба в вузе — время новых знакомств и связей, лучшая пора молодости. А еще отличный способ попробовать жить самостоятельно.

Но причинно-следственная связь «высшее образование = хорошая жизнь» это не непреложная истина, а правило, которое диктуется рынком трудоустройства. Стереотипы о надежности высшего образования был сформирован в советское время: тогда направление в вузе действительно определяло дальнейший путь человека.

Если раньше стратегия действий после школы была вполне ясна, то сейчас у выпускников могут чаще появляться сомнения в том, действительно ли им нужен университет, и, соответственно, высшее образование. То же самое касается и выпускников колледжей или училищ.

Почему так? Ответ прост: есть шанс, что в будущем гарантия трудоустройства не будет зависеть от наличия или отсутствия диплома о высшем образовании. Уже сейчас работодатели ищут кандидатов не столько с «корочкой», сколько с определенным навыком. И, хотя в вузах есть элементы практики, их прохождение не обязательно ведет к формированию умений. Действительно пройти практику и наработать нужные скиллы у студентов получается на стажировках или первых работах.

Как микрообучение стало проблемой высшего образования

Как микрообучение стало проблемой высшего образования

Мы уже сказали о плюсах высшего образования, но теперь логично упомянуть и о минусах:

  • Высшее образование занимает очень много времени, взамен предоставляя не так много выгод.
  • Стоимость обучения в высшем заведении увеличивается год от года, в то время как попасть на бюджетное место становится все сложнее.
  • В вузах нет достаточной практический подготовки, которая необходима для выхода на полноценную работу сразу после окончания высшего учебного заведения.
  • Российское высшее образование не котируется на иностранных рынках труда.
  • Вуз не гарантирует трудоустройство, а программы некоторых направлений можно назвать морально устаревшими.

Иными словами, современное высшее образование оказывается не столько безусловным благом, сколько достаточно дискуссионной, но традиционной стратегией будущего трудоустройства. Конечно, это незаменимый путь для тех, кто хочет заниматься наукой, но назвать высшее образование необходимым для всех нельзя.

Что может быть альтернативой высшему образованию? Это и среднее профессиональное образование — тоже вполне традиционное и со схожими достоинствами и недостатками, — и самозанятость, которая позволяет открыть свое дело.

А еще есть онлайн-университеты, обучение в которых занимает до 2 лет и дает именно практическую подготовку. Нередко материал на таких курсах подается в формате микрообучающих видео и текстов. Впрочем, покупать курс в одном из множества онлайн-университетов не обязательно — выстроить свой трек на основе технологии микрообучения можно самостоятельно.


Микрообучение — это как

В 2020 году EdTech-рынок пережил настоящий подъем. Благодаря пандемии и самоизоляции люди стали чаще покупать онлайн-курсы и поступать на программы от онлайн-университетов. Кто-то начал учиться самостоятельно, наконец добравшись до тех-самых-книг-из-списка, которые, казалось бы, никогда не удастся прочесть. Но кроме доступности, больших объемов информации и креативных подходов к обучению, EdTech предложил людям формат микрообучения.

По данным глобального маркета образовательных технологий HolonIQ, микрообучение или «микролернинг» — один из трендов онлайн-образования, набравших обороты за время пандемии. Это такой метод, при котором большие объемы информации не подаются в нескольких масштабных лекциях, а разбиваются на небольшие блоки, которые легче усваивать.

Микрокурсы — модули микрообучения — позволяют поглощать образовательный контент буквально все время. Никаких ограничений по типу контента нет: с помощью коротких видео или текстов можно узнавать и о рецептах вишневых пирогов, и об основах драматургии. 

Микрокурсы дают быстрый доступ к нужной информации, часто они хорошо систематизированы и всегда мобильны — «микрообучиться» очередному навыку можно за то время, которое поезд московского метро тратит на средней длины перегон.

Какие плюсы есть у микрообучающего формата?

  • Информация запоминается лучше. Немецкий психолог Герман Эббингауз обнаружил довольно грустный феномен: через 6 дней после занятия учащиеся помнят только 25% материала. Но микрообучение помогает постоянно повторять уроки, не тратя на это много времени. Исследования показывают, что шанс наступления умственной усталости значительно ниже: мозг концентрируется только на одном аспекте в короткий период времени и не успевает устать.
  • Формат не требует помощи педагога. Все просто: учитель может выступить модератором, подбирающим такие курсы, но он вовсе не должен контролировать их прохождение. Короткий формат не требует трат на сохранение внимания, так что самое сложное — включить нужное видео.
  • Микрокурсы подаются в интересных форматах. Что лучше — конспект с вкраплениями выделителя и цветной ручки или красочное видео, в котором все подается с юмором? Поколение Z не задумываясь выбирает второй вариант.
  • Созвучно с трендом life-long learning. Микрообучение не требует больше 1% времени в неделю, а это около 24 минут. Значит, учиться можно постоянно и где угодно, а потому такое обучение доступно и постоянно работающим людям.

Тем не менее нужно учитывать, что не все микрокурсы, уже выпущенные на рынок, качественны. Сократив недельный курс до 1-2 дней и нарезав записанный материал на короткие фрагменты, создатели такого контента не получат эффективного микрокурса. Для хороших результатов полноценный курс нужно полностью переработать, тщательно проанализировав информацию и подобрав хорошие метафоры и ассоциативные ряды.

Еще один минус — микрообучение не может дать полноценного и комплексного знания, которое позволило бы надстраивать новые навыки. Это оно выступает в роли факультативного ресурса, к которому можно прибегать от случая к случаю, от интереса к интересу. Не встраиваясь в конкретную программу, оно служит скорее развитию общего кругозора, а не приобретению навыков, которые действительно позволят найти работу и устроить жизнь. 

 

Поделиться


Автор статьи
Зоя Баньшина

А как вы считаете, может ли микрообучение убить высшее образование?

Или воспользуйтесь своим аккаунтом
Отправить
Татьяна 11 марта

Сейчас действительно заработали наконец разные технологии, облегчающие процесс обучения, но недостаточность кратких курсов вскрывается очень быстро. У них как будто есть свой потолок - и сколько их не смотри, ты упрешься в него и придется выбирать: остаться с этим уровнем, либо пойти выше и получать вузовский комплекс знаний.

Ответить

Зоя Баньшина 12 марта
Образовательный журналист, философ, урбанист

Татьяна, добрый день. Да, для ряда направлений микрообучения может быть недостаточно

Ответить

Микрообучение vs вуз: кому нужно высшее образование в XXI веке? Новости http://propostuplenie.ru/images/navigator-data-1920x640_8/article/Zachem-sovremennomu-cheloveku-vysshee-obrazovanie-16x9-jpg http://propostuplenie.ru/images/navigator-data-1920x640_8/article/Zachem-sovremennomu-cheloveku-vysshee-obrazovanie-16x9-jpg Русский от 16 до 18 лет