Бороться с международной преступностью и находить злодеев в родной стране или за рубежом — действительно ли именно этим занимаются в Интерполе? И почему в корпоративной безопасности может быть куда интереснее? Поговорили с бывшим сотрудником Интерпола, который устроился в управление корпоративной безопасностью в частной компании, о недостатках службы в полиции и плюсах работы в бизнесе.
В этой статье:
О герое интервью
Имеет два высших образования: юридическое (ранее — Академия МВД, сейчас — Московский университет МВД РФ им. В.Я. Кикотя) и экономическое (Московский авиационно-технический институт (МАТИ), сейчас — присоединен к МАИ), а также ученую степень: кандидат юридических наук (Московский университет МВД РФ им. В.Я. Кикотя).
Служил в Интерполе больше 10 лет, сейчас расследует экономические преступления в управлении корпоративной безопасности в частной компании.
Предпочел остаться анонимным.
Я работал в Интерполе, а теперь занимаюсь корпоративной безопасностью
Об образовании и работе в Интерполе
— Как вы попали в Интерпол?
— У моей семьи был знакомый в Интерполе, который помог подготовить для меня направление на обучение в Академию МВД.
Плюс я об этом не знал, но в Академии МВД тогда впервые была сформирована группа для подготовки будущих сотрудников Интерпола. В анкете при поступлении я указал, что свободно владею английским, прошел собеседование и однозначно уже пошел учиться по этому направлению. Ближе к окончанию вуза позвонил в отдел кадров Интерпола, и там подтвердили, что возьмут меня на работу.
— Осознанно ли Вы получали образование?
— Ну, не совсем. Сработала преемственность: мой отец служил в полиции. Он и предложил попробовать поучиться в Академии МВД, и я согласился. Второе высшее я получил потому, что была возможность: почему бы и нет?
Степень кандидата была мне нужна по 2 причинам. С одной стороны, я понимал, что это поможет мне в карьерном продвижении. С другой стороны, еще до того, как мне исполнилось 27*, я думал о том, чтобы уйти из МВД в целом. Но тогда мне пришлось бы идти в армию (служащих в правоохранительных органах в армию не призывают), а я не хотел. А по закону те, кто получает или получил кандидатскую степень, от призыва освобождены.
*Призывной возраст в Российской Федерации — от 18 до 27 лет. Как только мужчине исполняется 27, его уже не могут забрать в армию.
Читайте также:
Вставка статьи - Как поступить в академию МВД после школы: полное руководство— В чем заключалась Ваша работа в Интерполе?
— Первое, что нужно понимать: Интерпол — это один из отделов российского Министерства внутренних дел. Так, у меня была точно такая же форма и звание, что и у всех сотрудников полиции. То есть я не был сотрудником Генерального секретариата Интерпола в Лионе — там работают административные служащие, а не полиция.
В плане обязанностей у меня было 2 направления: розыск преступников-иностранцев, которые скрываются в России, и розыск россиян или иностранных граждан, совершивших преступление в нашей стране, но скрывающихся за границей.
Среди моих задач были: общение с коллегами из отделов Интерпола в других странах, организация розыска в России, работа с пограничными службами, которые могут задержать разыскиваемого человека прямо на границе. Еще я иногда летал за рубеж в командировки: отвозил найденных россиян домой, где их уже судили за совершенные преступления. Часто сопровождал процедуру выдачи граждан других стран до самолета, где их принимали зарубежные коллеги.
— Звучит интересно. А почему Вы решили уволиться?
— На самом деле, вся работа сводилась к тому, что в большинстве случаев я сидел за компьютером и отправлял корреспонденцию в разные органы, как в России, так и в других странах, по делам, которые вел. Очень много бумаги, постоянно печатал, и времени на более интересные задачи — задержание преступника, например, — обычно не было. Этим занимались другие отделы полиции. Командировки в Интерполе тоже были не такими частыми.
Помимо этого, всем сотрудникам МВД, включая Интерпол, по моему мнению, явно недоплачивают. Так что финансовый вопрос тоже сыграл свою роль: в какой-то момент мне захотелось зарабатывать больше.
О смене работы
— Было ли сложно перейти в частную компанию после службы в МВД?
— Очень сложно. Потенциальный работодатель тебя не рассматривает в принципе: твой опыт в полиции не кажется ему релевантным. Возможно, потому что в частном секторе не могут в достаточной степени оценить, чем занимаются в МВД. Так что если нет опыта работы в гражданской сфере, то устроиться на работу сразу после службы тяжело.
Помимо этого, не все бывшие полицейские могут перестроиться на работу в бизнесе. Государственная служба однообразна: одинаковые задачи, одно направление. Бизнес — другое дело, там более разнообразные и сложные процессы. Работодатели это понимают, и их нелегко переубедить.
— Что же помогло Вам сменить работу успешно?
— Сначала ты работаешь на имя, а потом имя работает на тебя. Появляются знакомые, которые могут порекомендовать тебя возможному руководителю. Так что в моем случае сработали личные качества и умение хорошо выполнять свои обязанности, а также широкий круг знакомств.
О корпоративной безопасности
— Чем Вы занимаетесь в корпоративной безопасности?
— Любой бизнес, особенно крупный, сталкивается с разными рисками, включая экономические. Проще говоря, компания может нести убытки: недополучить прибыль из-за воровства или коррупционных схем, когда, например, кто-то из сотрудников часть прибыли присваивает себе.
Если работаешь в крупной компании, нужно понимать 2 вещи:
- структуру компании, в которой работаешь: какие филиалы, дочерние организации есть и где (но они могут быть не во всех бизнесах, поэтому важнее следующий пункт);
- какие бизнес-процессы происходят в этой компании: например, как взаимодействуют отделы (бухгалтерия, логистика, продажи и т. д.) внутри компании, филиалов, дочерних организаций.
Все эти процессы нужно контролировать, чтобы оценить, на каком этапе может произойти что-то негативное для компании. Это могут быть как действия 3-х лиц и контрагентов компании, то есть других организаций, так и ее непосредственных сотрудников. Какие-то преступные схемы могут быть на стыке нескольких процессов: например, продажи связаны с логистикой, и потенциально там можно что-то украсть.
— В чем уникальность Вашей работы?
— В корпоративной безопасности очень интересно. Здесь нужно постоянно развиваться и каждый день общаться с разными людьми — иначе не сможешь вникнуть в процессы внутри компании.
Помимо этого, ты проводишь полноценные служебные расследования. Например, ты подозреваешь, что в каком-то отделе есть преступная схема. Нужно понять, почему она возникла, как, где и когда, кто в нее вовлечен. Затем надо доказать, что преступная схема действительно есть: описать ее и объяснить, как именно она нарушает законодательство.
— Помогает ли Вам на нынешней работе опыт службы в Интерполе и 2 высших образования?
— Юридическое образование — безусловно. Все преступные схемы нужно описывать точным юридическим языком и знать, какие законы когда применять. Экономическое — скорее нет, это давно уже было, я многое не вспомню. В моей работе важную роль играет сообразительность: можешь ли ты интеллектуально постигнуть какие-то процессы.