Функциональная грамотность - что это такое?
СтудентамРодителям

Функциональная грамотность: определение и виды

Редакция

Обновлено 21 июня 2024 г.
91,971

«К чему учить теорию эволюции Дарвина? Где мне это пригодится?!».  Что-то подобное можно услышать и про квадратные корни или химические формулы, особенно от подростков. Всё труднее привить школьникам любовь к учёбе. Они не понимают, зачем знать таблицу умножения, учить формулы и читать о том, как мучился Раскольников. Найти ответы на эти вопросы и открыть прекрасный мир знаний поможет владение основами функциональной грамотности.


Функциональная грамотность: определение и виды

Что такое функциональная грамотность и в чём её преимущество

Понятие функциональной грамотности далеко не новое. Впервые оно появилось в 70-е годы XX века и включало навыки чтения, письма и счёта, но со временем обросло дополнительными смыслами. Если обратиться к «Новому словарю методических терминов и понятий», мы увидим, что функциональная грамотность — «это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней».

Если говорить простыми словами, функциональная грамотность — то, как мы применяем полученные знания в реальной жизни. Недостаточно только уметь писать, считать и читать, обладать данными. Какой толк от инструмента, если не умеешь им пользоваться?

Образовательные принципы прошлых лет устарели. Сегодня нужно не просто вкладывать знания в голову учеников, а учить ими пользоваться. Прокаченная функциональная грамотность улучшает качество жизни и открывает перед человеком новые возможности. В будущем она помогает быстрее продвигаться по карьерной лестнице, находить деловых партнёров, быть востребованной личностью на рынке труда и в социальной сфере.

Составляющие функциональной грамотности — читательская, математическая, финансовая, компьютерная и естественно-научная грамотность, творческое и критическое мышление, эмоциональный интеллект, гибкость ума. Расскажем обо всех видах функциональной грамотности подробней.

Почувствуй текст. Читательская грамотность

Умение читать — это базовый навык, который дети осваивают без принуждения, ведь если не умеешь читать, исследовать мир не получится. Так в чём проблема? Ребёнок понимает только очень простой текст, оперирует слишком малым форматом, «эсэмэсочным», а этого недостаточно для успешной учёбы и построения карьеры.

Важно не просто прочесть текст, а увидеть закономерности, связи, прочувствовать строки эмоционально, попробовать встать на место героя. Человек становится настоящим читателем, когда понимает как придуманная кем-то история помогает найти ответы на жизненные вопросы. Есть большая разница между «просто прочитать текст» и «пропустить его через себя». На занятиях необходимо отдавать предпочтение открытым вопросам, которые не имеют чёткого ответа. Именно они будут вовлекать ребят в дискуссию, а это поможет грамотно выражать своё мнение.

Полезно связывать литературу с историческими вехами. Чётко осознавая, в какую эпоху творил автор, можно понять, почему он писал так, а не иначе. Спросите у детей, а могли бы сейчас произойти события, описанные в книге. 

Цифры повсюду. Математическая грамотность

Подружиться с математикой гораздо проще, когда задачи понятны и интересны ученику. Зачем Пете 20 килограммов яблок, и почему он отдал 5 килограммов из них Маше? А в старшей школе неясно, к чему этот дискриминант и теорема Виета. 

Сделать задачи понятыми ученику — первый шаг к успеху. Давайте составим задание так, чтобы Маша и Петя варили варенье. Пусть ученик рассчитает количество сахара и узнает, сколько литров вкусного джема получится в результате. А старшим ребятам предложите посчитать, сколько денег уйдёт на оплату счетов за квартиру. Если максимально приблизить предмет к повседневной жизни, тогда станет понятнее, зачем каждому человеку нужна математика.

Финансовая грамотность

Как иногда шутят, лучшая подушка — это финансовая. Уметь обращаться с деньгами — важный навык для комфортной жизни. Чем раньше ребёнок научится ими распоряжаться, тем лучше. Расскажите о купюрах моментах, о том, как зарабатываются деньги и что такое расчёт бюджета. По мере взросления информация будет усложняться и к подростковому возрасту человек будет уметь рассчитывать свои карманные расходы, копить и бережно относиться к деньгам.

Финансово грамотный человек не станет вкладываться в сомнительные компании, делать необдуманные покупки. Ещё полезно уметь переводить деньги и оплачивать покупки онлайн. Преподносить знания о финансовой грамотности нужно своевременно и дозированно,  для каждой возрастной группы информация будет отличаться и постепенно усложняться.

Творческая грамотность

Нет, здесь речь идёт не просто об умении рисовать или играть на гитаре, а в целом о создании нового, генерировании идей. Творчество — неотъемлемая часть любой профессии: физика, инженера, архитектора и даже врача.

В будущем прокаченная творческая грамотность поможет человеку эффективнее работать, заниматься стартап-деятельностью, ведь творческое мышление толкает нас выходить за стандартные рамки.

Естественно-научная грамотность

Естественно-научная грамотность — способность человека проявлять интерес к  вопросам, связанным с естественными науками.  Это позволяет ребёнку строить представление о мире на научно доказанных фактах.

География, биология, химия, астрономия, физика помогают сформировать личность, которая будет разбираться в естественно-научных знаниях. Сколько видов живых организмов проживает на всей поверхности земли — от дна океана до вершин гор? Как они влияют друг на друга? Почему сегодня так остро стоит вопрос сохранения экологии? Почему случаются цунами и землетрясения? Как летит самолёт, и почему подъёмный кран не падает под тяжестью огромного веса? Естественные науки дают ответы на все эти вопросы.

Детям скучно и непонятно учить виды почвы, плотность населения, рассматривать карты. Но если добавить практический элемент, ребёнка будет сложно оторвать от учебника. Например, предложите выбрать страну для летнего отдыха, ориентируясь только по картам. Ребята обратят внимание на наличия выхода к морю, на температуру, вид ландшафта.

Критическое мышление

Фейк — это ложная информация, новости, в которых описываются несуществующие события и факты. Их полно в современном информационном пространстве, как и псевдоэкспертов.  И хочется понимать, что из сказанного и показанного есть правда, а что — ложь. В этом нам помогает разобраться критическое мышление.

Критическое мышление хорошо развивать в рамках гуманитарных дисциплин — истории, литературы, обществоведения, где на реальных примерах можно показать, как работают фейки. Например, Лжедмитрии, которые выдавали себя за сына Ивана Грозного. Чем не фейк?

В разрезе критического мышления можно говорить и о медиаграмотности.  Стоит объяснить детям, как работают средства массовой информации, как правильно читать новости и ориентироваться в современном медиаполе.

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — это умение распознавать как свои эмоции, так и чувства окружающих людей.  Он формируется с самых ранних лет, когда ребёнок только познаёт мир. В этот период необходимо называть чувства. Например, «ты сейчас злишься» или «тебе грустно». Крайне важно не делить эмоции на правильные и неправильные, ведь все они нужны и ценны для формирования гармоничной личности. С годами эти навыки можно совершенствовать. В школе хорошим решением будет обратиться к литературе. Пусть ребята попробуют описать, что чувствовал Герасим, когда вёз Муму к реке. Что двигало Раскольниковым, когда он решился на преступление?

Понимание своих эмоций даёт возможность считывать и распознавать, что чувствуют другие люди. Без эмоционального интеллекта сложно строить отношения, учиться, двигаться по карьерной лестнице. Если у человека слабо развит эмоциональный интеллект, он гораздо проще поддаётся манипуляции.

Гибкость ума

Задумывались ли вы, почему так сложно вводить новые привычки в жизнь? Ответ прост: дело в нашем мозге, который не любит новые сценарии и предпочитает ходить по протоптанным дорожкам. Но это может привести к плохим последствиям: можно упустить что-то полезное и интересное из-за приверженности старым привычкам.

Современный мир быстро меняется, он динамичен и не терпит опозданий. Гибкий ум — отличный помощник в адаптации к новым условиям и данным. Умение быстро ориентироваться в новых жизненных условиях даёт человеку практическое преимущество.

Компьютерная грамотность

Компьютеры, смартфоны, планшеты, ноутбуки — сегодня без этих гаджетов человек не может обойтись в работе, учёбе. Но если не соблюдать правила компьютерной безопасности и не знать основ пользования ПК, пользователь может пострадать как физически, финансово, так и психологически.

Как пользоваться Microsoft Office, облачным хранилищем, почтой, различными графическими редакторами? Но не менее важный вопрос, как всё это делать безопасно? Важно обучить ребёнка правильно вести себя в сети, чтобы уберечься от мошенников, вирусов. Да и что говорить, «уверенный пользователь ПК» — требование практически на любой работе.

Как развить функциональную грамотность

Главный принцип, который необходимо использовать при обучении функциональной грамотности в школе, — междисциплинарность. Все школьные предметы объединяются в одну общую систему и взаимодействуют друг с другом. Этот принцип отлично работает в рамках ролевых игр и тренингов. Также важно, чтобы школьники могли привязать действия занятий к повседневной жизни, тогда появляется мотивация и уверенность в том, что знания не будут бесполезными.

Стоит учитывать возраст учащихся и подбирать задания в соответствии с развитием ребёнка, следить за тем, чтобы знания давались системно, а все факторы в обучении были взаимосвязаны.

Полезно использовать проблемно ориентированный подход, в рамках которого школьникам предлагаются задачи, требующие применения знаний из определённой области для их решения. Эти задачи могут быть связаны с анализом исторических событий, экономическими проблемами или социальными вопросами. Такой подход позволяет ребятам применять знания на практике.

Как развить функциональную грамотность в школе

Придерживайтесь вышеприведённых принципов, но постепенно увеличивайте объём и сложность знаний, чтобы развить функциональную грамотность школьников. Не стоит бояться говорить с детьми о  глобальных проблемах, таких как голод или жестокое обращение с животными. Занимайтесь исследованиями, изучайте информацию в интернете, учитесь определять фейки.

Для развития функциональной грамотности идеально подходит работа над проектами. В её рамках дети участвуют в выполнении конкретных проектов, которые требуют применения знаний из истории, экономики и обществознания. Например, учащиеся могут проводить исследования по исторической теме, разрабатывать бизнес-планы или анализировать социальное поведение. Этот подход способствует развитию навыков анализа и представления полученных результатов.

Например, ребятам постарше можно предложить «открыть» кафе в стилистике XIX века. Для этого нужно будет обратиться к истории, экономике, теории коммуникации и другим сферам, а также уметь работать в команде.

Обучение  — постоянная часть нашей жизни

Современный учащийся чётко ощущает быстротечность времени, поэтому ему неинтересны знания, оторванные от жизни. Это просто реалии XXI века, поэтому вопросы функциональной грамотности стоят особенно остро.

Кроме того, стоит объяснить детям, что в обществе принцип  «образование на всю жизнь» устарел. Теперь речь идёт об «обучении длиною в жизнь». Непрерывное развитие личности — неоспоримое требование современных реалий, поэтому жажда знаний пойдёт только на пользу.

Разные направления функциональной грамотности помогают детям увидеть в знаниях реальную пользу и тем самым повысить желание учиться, упростить выбор будущей профессии.

Больше о том, как поддерживать естественную тягу ребёнка к знаниям, читайте в разделе статей «Навигатор поступления». А если малыш уже вырос и собирается поступать в вуз, рекомендуем пройти профтестирование онлайн и получить бесплатную консультацию.

Поделиться статьей