Болонская система образования в России

Болонскую систему отменили. Как теперь будет устроено высшее образование в России

Новости

  • Автор:
  • Зоя Баньшина
  • Образовательный журналист, философ, урбанист
  • Дата публикации:
  • 07.07.2022
  • 11618
    26
Время чтения: 9 минут
Нет времени читать ?
Получите материал на почту и вернитесь к нему позже.

Последние полтора месяца главная новость высшего образования — выход России из Болонского процесса. Это значительное событие ставит сразу множество вопросов, ответов на которые Минобразования пока не даёт. Например, вернётся ли специалитет? Останется ли ЕГЭ? Для некоторых все эти новости наводят на мысль: «Что такое Болонская система и почему мы из неё выходим?». В статье ответили на главные вопросы.

В этой статье:


Как появилась Болонская система

Несмотря на название, отсылающее к старейшему университету мира, Болонская система появилась не так уж давно — 19 июня 1999 года. Именно тогда министры образования 29 европейских стран подписали декларацию «Зона европейского высшего образования». Сделали они это в Болонье, что и дало название всей программе.

Болонскую систему нередко называют «процессом», потому что она предполагает постепенную унификацию систем высшего образования практически всех европейских стран, которые присоединились к этому движению. В 1999 году оно отвечало актуальным процессам экономического развития ЕС, которые сильно зависели от процессов глобализации, то есть расширения экономик отдельных государств за счёт создания более свободных торговых зон. Болонская система предполагала создание чего-то подобного экономической системе ЕС, но в мире высшего образования.

В чём суть Болонской системы

Первоначальной целью Болонского процесса было создание единого пространства высшего образования к 2010 году. Идея заключалась в том, что во всех университетах студенты будут учиться после 12 классов школьного образования, проходя несколько ступеней, базовые из которых — бакалавриат и магистратура.

Бакалавриат, магитратура и аспирантура 

Бакалавр — выпускник, который проучился в вузе 3-4 года и получил базовое высшее образование по тому или иному направлению. Считается, что для полноценного завершения учёбы выпускникам необходимо завершить образование в магистратуре. Впрочем, направление этой ступени может радикально отличаться от того, которое студент изучал в бакалавриате. Наконец, самые стойкие выпускники могут стать докторами наук, защитив кандидатскую. Суммарно получение образования по Болонской системе занимает 7-8 лет.

Международный обмен 

Ещё одна важная черта Болонской системы — международная мобильность между университетами, причём не только между странами, но и городами. Так, частая практика в европейских университетах — постажироваться сначала в столице, а потом в регионе. Таким образом, можно не только получить более глубокие знания (например, поехав к конкретному профессору), но и обзавестись знакомствами во всей университетской системе. Для того чтобы эффективнее организовать обучение, были созданы программы Erasmus и Erasmus Mundus, позволяющие отправиться в университет по международному обмену. В идеале студент должен проучиться в другом вузе хотя бы семестр.

Все страны-участницы Болонской системы выдают студентам не только стандартные государственные дипломы, но и унифицированные дополнения к ним. В этих специальных вкладышах есть информация о пройденных курсах, количестве засчитанных кредитов (условных единиц ценности каждого предмета, позволяющих переводить оценки в разных университетах) и оценках.

Россия стала участницей Болонского процесса в 2003 году. В начале этого года помимо неё в программе было ещё 48 стран.

Почему Россия выходит из Болонской системы

Говорить, что именно «Россия выходит из Болонского процесса» не совсем верно. Скорее, разрыв произошёл ожидаемо обеими сторонами. Начиная с 17 мая в Госдуме пошли разговоры о том, что стране бессмысленно оставаться в Болонской системе, которая ничего хорошего, по мнению депутатов Петра Толстого и Леонида Слуцкого, в высшее образование РФ не принесла.

Принципы Болонской системы были действительно адаптированы едва ли успешно. Так, во многих университетах программы бакалавриата и магистратуры не придумали с нуля, а переделали из курсов специалитета — пятилетней формы обучения, существовавшей в СССР. В итоге на бакалавриате полноценного обучения не давали, а в магистратуре один год оказывался лишним. При этом часть студентов отказывалась от продолжения обучения по той же специальности и выбирала совершенно новые для себя направления в магистратуре.

Кроме того, межвузовская мобильность в Россию хотя и пришла, но сугубо международная: большинство университетов не смогли реализовать программы межрегионального обмена. Так, хотя бы какое-то взаимодействие получилось выстроить между кампусами НИУ ВШЭ. Другие же вузы открывали в регионах исключительно «филиалы», которые по умолчанию предоставляли менее качественное образование.

Министерство науки и высшего образования отреагировало на критику Болонской системы, заявив, что в Россию действительно могут создать собственную систему организации высшего образования. А 6 июня выяснилось, что ещё в апреле Россию исключили из Болонской группы на очередном заседании. Замминистра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев прокомментировал ситуацию так: «Это Болонская система из нас вышла, а не мы из неё».

4 мифа о выходе из системы

Выход из Болонской системы сразу же породил множество проблем. Теоретически в высшем образовании всё может остаться так, как было раньше, но это слишком маловероятный вариант развития событий — в Министерстве науки и высшего образования уже анонсировали разработку новой системы, которая возьмёт от Болонской всё самое лучшее.

В России отменят ЕГЭ

ЕГЭ появился в России в 2009 году, через 6 лет после присоединения страны к Болонскому процессу. Создание подобного экзамена не подразумевалось принципами системы: предполагалось только, что школы выпускают детей, проверяя их знания плюс-минус в едином формате. Если до ЕГЭ вузы принимали студентов, основываясь на результатах внутренних вступительных испытаний, то после — пришлось ориентироваться на баллы.

После новостей о возможном, а затем и фактическом выходе из Болонской системы многие стали рассуждать, отменят ли в России ЕГЭ или нет. На слухи быстро среагировал глава Рособрнадзора Анзор Музаев, который сообщил, что в ведомстве не рассматривают отказ от принятой системы ГИА.

Бакалавриата и магистратуры не будет

Главное следствие, которое Болонская система произвела в российском высшем образовании — два диплома, бакалавриата и магистратуры. Естественно предположить, что разделение на два этапа, которое не смогло зарекомендовать себя перед работодателями как качественное, уберут.

Тем не менее министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков опроверг это предположение в интервью газете «Коммерсантъ». Причина хотя бы в том, что на ближайшие два года цифры приёма в вузы уже утверждены.

Впрочем, кажется, что от бакалавриата и магистратуры отказываться вообще не хотят. Аргументы у министра следующие:

  • множество людей уже получили именно бакалаврское образование, которое будет неполным без магистратуры;
  • иностранные студенты привыкли именно к двухступенчатой системе.

Впрочем, нововведения всё-таки коснутся привычной системы, хотя пока и неясно, как именно они будут реализованы. Понятно только, что бакалавры-журналисты уже не смогут поступить в магистратуру по физике. Тем не менее никаких уточнений министр не сделал, поэтому непонятно, смогут ли «технари» продолжать учёбу на гуманитарных специальностях, и в каких пределах будет ограничен переход.

Вернут специалитет

Специалитет в России до сих пор существует, но только на некоторых специальностях. «Воскресить» его для всех программ будет практически нереально, но Валерий Фальков всё равно допустил усиление такой формы образования, которая, впрочем, не вытеснит бакалавриат+магистратуру. 

Больше вероятность того, что специалитет станет стандартной формой обучения на особенно трудоёмких направлениях, вроде врачебного или инженерного. 

Международный обмен исчезнет

Самый правдивый из всех мифов о выходе из Болонской системы связан с тем, что международное сотрудничество с Европой для России окончено. Это действительно так. С одной стороны, Минобрнауки не рекомендует российским вузам вести сотрудничество в рамках Erasmus+. С другой, стороны европейские программы обмена тоже закрываются для россиян, например, DAAD.

Впрочем, обмен с Европой до сих пор возможен: российские студенты продолжают обучение в Германии, Франции, Италии и других странах. Непонятно только, до каких пор будут набирать новые курсы.

Возможность съездить на учёбу в другую страну для россиян, вероятно, сохранится — только пункт назначения изменится. Можно предположить, что теперь программы международного обмена будут основываться на сотрудничестве с Китаем, Индией и другими странами Востока.

Поделиться
3


Комментарии

Или воспользуйтесь своим аккаунтом
Отправить
Болонскую систему отменили. Как теперь будет устроено высшее образование в России Новости http://propostuplenie.ru/images/navigator-data-1920x640_8/article/Vykhod-Rossii-iz-Bolonskoy-sistemy-png http://propostuplenie.ru/images/navigator-data-1920x640_8/article/Vykhod-Rossii-iz-Bolonskoy-sistemy-png Русский от 16 до 18 лет