Чаще всего люди сталкиваются с абстрактными понятиями и определениями, когда речь заходит о гуманитарных профессиях. Из-за универсальных названий сложно разобраться, чем занимается тот или иной студент и кем он будет работать. Одной из подобных «сложных» профессий является искусствоведение. Ясно, что это что-то про искусство, но чему конкретно учатся студенты-искусствоведы?
С этим и другими вопросами нам помогла разобраться Анастасия Воротилина – студентка 4 курса программы «История искусств» ВШЭ.
Анастасия Воротилина
Почему ты выбрала Вышку и именно эту программу?
Поступление на искусствоведение было достаточно спонтанным решением – я нашла эту программу всего за полгода до ЕГЭ, до этого рассматривала совсем другие варианты. В первую очередь мне понравился сам университет – я сходила на олимпиаду «Высшая проба», съездила на день открытых дверей и была очень впечатлена уровнем организации этих мероприятий, увлеченностью людей своим делом, и, самое главное, современностью и актуальностью предлагаемого образования.
Выбор пал на историю искусств, потому что я хотела получить специальность, каким-либо образом связанную с моим тогдашним увлечением фотографией.
Чем занимается искусствовед?
Какие варианты помимо искусствоведения и ВШЭ ты рассматривала?
Почти всю свою школьную жизнь я хотела поступать на лингвистику, активно учила язык, спрашивала у знакомых, учащихся на этой специальности, об особенностях образования, вузах, в которые стоит поступать. После экзаменов, кроме истории искусств в Вышке, подавала на специальности, связанные с языками в РГГУ, МГПУ и РАНХИГС, но серьезно я поступление в эти места не рассматривала, потому что была уверена, что хочу учиться только во ВШЭ.
Как проходила твоя подготовка к поступлению?
Я сдавала русский, историю и английский. Основой моей подготовки была самостоятельная работа с материалом, но я также ходила к репетиторам и на курсы. Это помогло мне в первую очередь понять структуру экзамена и привыкнуть к ней.
Пришлось ли столкнуться с какими-то трудностями?
С самой подготовкой трудностей особо не было – я любила учиться и делала это хорошо, но я ужасно уставала от постоянной учебы и поездок к репетиторам и на курсы. Психологически тоже было тяжело, конечно, – боишься, что не поступишь туда, куда хочешь, не знаешь, что ждет впереди. Но я бы сказала, что больше стресса испытываешь, уже учась на первом курсе.
Что значит «учиться на искусствоведа»? Какие предметы ты изучаешь, какие практики проходишь?
Что касается предметов, то каждый из них посвящен какому-либо периоду в истории искусства, за четыре года мы последовательно изучили их все, начиная с «Искусства Древнего мира» и заканчивая «Искусством второй половины XX-XXI вв.». В основном, мы изучаем западное искусство и искусство России, но есть несколько курсов по искусству Азии, Ислама, Ибероамерики. Мы также учим два языка – английский и французский или немецкий на выбор.
Мы регулярно посещаем ГМИИ им. Пушкина, Третьяковскую галерею, были на семинарах в мастерской Лазаря Гадаева, кураторской экскурсии в Музее Архитектуры, ходили в Дом Наркомфина. На практики мы ездили в Санкт-Петербург, проводили семинары в Эрмитаже, в Новгород и Псков ездили смотреть древнерусскую архитектуру, также были в Твери и Тверской области.
Вот так выглядит практика искусствоведа
Удалось ли за время обучения постажироваться или поработать в своей области?
К сожалению, нет, так как я достаточно рано поняла, что после окончания университета я не хочу заниматься деятельностью, связанной с искусством, по крайней мере, на данный момент. Но очень многие мои однокурсницы волонтёрят или работают на выставках, кто-то делает свои, кто-то читает лекции.
Какие у тебя остались впечатления от обучения на искусствоведа? Какие ожидания оправдались, что наоборот не понравилось?
Впечатления остались скорее положительные – Вышка давала нам столько классных возможностей поучиться не только в стенах нашего университета, но и увидеть то, как работают искусствоведы в естественной среде.
Однако не все так хорошо, как хотелось бы – некоторые курсы пересекались по хронологии или даже шли в совершенно сбивающей с толка последовательности, например, мы начали проходить Ренессанс раньше, чем готику, советское искусство раньше чем узнали про русское искусство конца XIX в.
Стала бы ты сейчас учиться на искусствоведа, уже имея представление об обучении и профессии в целом?
Скорее да. В течение учебы я получила очень много чрезвычайно полезных навыков – умение писать, делать хорошие презентации, правильно подавать материал. Учеба на искусствоведа очень сильно расширяет кругозор, причем не только в узкой области искусства – ты много узнаешь о религии, культуре, философии, литературе, кино, на самом деле много о чем. Еще она, конечно, прививает вкус и развивает критическое мышление.
Какие потенциальные возможности есть у искусствоведа после окончания университета?
Во-первых, это, конечно, работа в сфере искусства – в музеях и галереях в совершенно разных ролях.
Но этим весь спектр возможного трудоустройства не ограничивается, как раз из-за тех навыков, которые дает искусствоведческое образование.
Какие у тебя планы на будущее?
Во время учебы на истории искусств я поняла, чем я хочу заниматься и на третьем курсе получила второе образование по специальности «Преподаватель английского языка», поэтому собираюсь работать и развиваться в этой сфере. В ближайшем будущем рассматриваю поступление в магистратуру, но она точно не будет связана с моей бакалаврской специальностью.
Что бы ты посоветовала тем, кто хочет поступать на искусствоведение?
- Поступать только если очень любите искусство, иначе будет сложновато.
- Познакомиться с направлением поближе – посмотреть лекции (можно даже своих будущих преподавателей – их можно найти на странице образовательной программы), сходить на день открытых дверей в вуз, почитать информацию на сайте, при возможности поспрашивать об учебе студентов.
- Понять, что будете изучать только пространственные виды искусства, то есть музыки, кино и театра нет. Но можно брать общеуниверситетские курсы по выбору по некоторым из этих видов искусств.
- Если вы любите современное искусство, и хотите заниматься им, то готовьтесь к тому, что ваши курсовые по нему будут проходить со скрипом. В таком случае можно рассмотреть программу «Современное искусство».
- Быть готовым к тому, что придется много стоять (в музеях, на практике), а еще к полевым условиям на архитектурных практиках и хостелам.
- Будет легче, если, начиная учебу, вы уже будете иметь общее представление о развитии искусства и знать какие-то главные имена.
- Чаще ходить на выставки, тренировать насмотренность.
- И приготовьтесь к тому, что за время учебы появятся шутки, которые никто, кроме искусствоведов понимать не будет.
Если не хочешь ошибиться с выбором вуза, приходи в январе и феврале 2020 года на выставку «Навигатор Поступления», чтобы лучше разобраться в профессиях, вузах и поступлении.